Качество социальной помощи
Эффективность мер социальной поддержки, доступность и качество социальных услуг играют существенную роль в обеспечении благоприятной среды для жизни и активной деятельности значительного числа граждан России.
Система социальной поддержки и социального обслуживания вносит свой вклад в решение важнейших задач государственной политики:
-
обеспечение достойного уровня жизни граждан на основе безусловного обеспечения приемлемых стандартов жизнедеятельности, преодоления бедности;
-
повышение качества человеческого капитала на основе формирования или восстановления необходимых социальных компетенций у нуждающихся;
-
обеспечение общественного согласия на основе ценностей взаимопомощи, снятия конфликтного потенциала уязвимых групп.
Для части людей доступ к социальным услугам – единственная возможность выживания, обеспечения основных жизненных потребностей. Для многих это необходимое условие сохранения связи с обществом, трудовой деятельностью. Социальные услуги призваны быть ключевым инструментом преодоления трудных жизненных ситуаций, социальной реабилитации, возвращения в активную «нормальную» жизнь, в том числе экономическую. Для детей оказание их семьям социальных услуг должно быть способом обеспечения и защиты их гражданских и семейных прав и законных интересов, создания условий для нормального развития.
Полнота реализации системой социальной поддержки этих функций – один из вызовов современного этапа. Экономические и бюджетные ограничения существенным образом влияют как на благополучие граждан, особенно относящихся к уязвимым группам, так и на возможности государства. В этих условиях есть значимый запрос на современную эффективную систему социальной поддержки.
Действенность существующих механизмов и возможности их серьезного совершенствования находятся в фокусе внимания участников Общероссийского гражданского форума. В 2015- 2016 гг. на его площадках обсуждались вопросы учета критериев нуждаемости при оказании социальной поддержки, «разгосударствления» системы социальных услуг, перспективы бизнеса и некоммерческих организаций в качестве поставщиков услуг, актуальность стандартизации услуг, изменение подходов к образованию и повышению квалификации специалистов по социальной работе.
Достижение нового уровня качества социальной помощи должно рассматриваться стратегически, в системе факторов, предопределяющих развитие социальной сферы и страны в целом.
Модернизация и развитие сектора социальных услуг отнесены к приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации. Повышение уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения заявлены как цель соответствующей подпрограммы Государственной программы «Социальная поддержка граждан».
С 2015 года действует принципиально новое базовое законодательство и обширный комплекс подзаконных актов федерального и регионального уровня в сфере социального обслуживания граждан. В них определены новые задачи социальной помощи (в том числе расширение возможностей граждан самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности); новые механизмы определения индивидуальной нуждаемости в помощи, ее планирования и организации.
Важнейшими направленями для экспертной работы становятся поиск оптимальных механизмов реализации новых задач, путей приведения вкладываемых средств и достигаемых результатов в максимально возможное соответствие, а также выбор способов повышения адресности и эффективности помощи гражданам в условиях существующих ограничений.
Наиболее актуальными для экспертной проработки и общественного обсуждения являются следующие вопросы развития системы социальной помощи:
Ориентированность на результат: необходимые условия для достижения значимых, качественных, измеримых результатов социальной поддержки каждого гражданина, полноценная реализация современных подходов к социальному сопровождению, полноценный учет потребностей и особенностей различных групп получателей помощи и услуг.
Возможные инструменты:
- дополнение существующих видов услуг междисциплинарными программами социального сопровождения;
- модернизация правового института социального сопровождения;
- увязывание части мер социальной поддержки и социальных услуг в единые адресные программы;
- разработка отдельных разделов законодательства по социальному обслуживанию семьи и детей, граждан старшего возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Консолидация ресурсов: обеспечение приоритетности социальной поддержки на ранних стадиях неблагополучия, использование окна возможностей преодоления трудных жизненных ситуаций меньшими ресурсами с более значимым социальным эффектом.
Возможные инструменты:
- модернизация норм законодательства, регулирующих межведомственное взаимодействие;
- новые механизмы исполнения методической функции федеральных органов исполнительной власти;
- создание действенных стимулов для системного внедрения практик ранней помощи на региональном уровне.
Системное обновление содержания помощи: использование конкурентных механизмов обеспечения качества, развитие кадрового и методического потенциала отрасли.
Возможные инструменты:
- предоставление регионам возможности разукрупнения базовых (отраслевых) перечней по отдельным группам получателей;
- формирование новых моделей стандартизации программ и услуг, создание единой информационной системы стандартов услуг и требований к компетенциям специалистов;
- создание прозрачной системы бюджетирования услуг, расчета нормативов и компенсаций негосударственным поставщикам;
Цель - согласование и продвижение системных мер, направленных на формирование инфраструктуры качества социальной помощи и социального обслуживания.
Задачи:
· привлечь внимание экспертов и лиц, принимающих решения, к проблемным, «выпадающим» аспектам работы по модернизации отрасли;
· согласовать приоритеты и разработать проектные предложения для органов исполнительной власти.
Представители заинтересованных государственных учреждений и некоммерческих организаций, вузов, исследовательских центров, органов власти, фондов и институтов развития, ресурсных центров.
Александр Михайлович Спивак, председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, e-mail: aspivak@nfpcc.ru