СМИ

СМИ

Координаторы площадки:
Казьмин Дмитрий Олегович
Общественный деятель
Качественные средства массовой информации (СМИ), обеспечивающие единое информационное пространство страны и работающие в интересах граждан – обязательный признак развитого современного общества. Прогресс существующих и появление новых качественных СМИ невозможен без конкурентной медиасреды.
Сейчас медиа, особенно негосударственные, вынуждены работать в условиях подавленной конкуренции. Это следствие как избыточного законодательного регулирования, так и прямого вмешательства в конкурентную среду. Причем проблема актуальна и для федеральных, и, в особенности, региональных медиа, а также для разных типов СМИ (и телекомпаний, и печатных, и работающих в интернете).

Важный тренд – подавление конкуренции приводит не только к падению качества предоставляемой гражданам России информации, но и разрушает механизм обратной связи между разными группами общества.

Согласно исследованию, проведенному в 2016 г., исследованию Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, сейчас около 80% СМИ в той или иной форме являются государственными. Государственное спонсирование приводит зачастую к вытеснению содержательных материалов из СМИ расследования, качественная аналитика), к замене актуальной повестки дежурными пресс-релизами. Система «покупки лояльности» (бюджетная поддержка «своих», организованная подписка, целевое размещение рекламы госучреждений и частных организаций в подконтрольных СМИ) уничтожает каналы коммуникации между обществом и властью. Эта проблема усугубляется в условиях экономического кризиса, когда у органов власти возникает потребность обсуждения с местными сообществами непопулярных, но необходимых решений. Региональные СМИ, потенциальные площадки для обсуждения серьезных социально-значимых вопросов, оказываются непригодны для такого диалога, так как зачастую уже не выполняют задачу содержательного информирования аудитории.

Как результат, в 2016 г., согласно исследованию фонда «Медиастандарт», при сохранении высоких уровней доверия в целом к СМИ (выше 50%) более трети аудитории в каждом регионе (а в 24 – более 40%) ежедневно сталкиваются с обманом в СМИ или попыткой навязать им какую-то точку зрения. Причем во многих регионах этот показатель существенно вырос по сравнению с 2015 г.
Цели и задачи площадки:
1. Привлечь внимание гражданского общества и власти к важности создания условий для открытия новых медиа и здоровой конкуренции существующих.
2. Обсудить направления институциональной реформы регионального рынка СМИ в сторону постепенной приватизации государственных и муниципальных медиа.
3. Рассказать о состоявшихся медиапроектах и стартапах, выпускающих качественный общественно-политический и экономический контент о жизни в регионах. Стимулировать обмен опытом и лучшими практиками между такими медиа.
4. Выработать единый подход со стороны государства к региональным СМИ, частным и муниципальным, который, с одной стороны, обеспечил бы равные экономические условия для всех участников рынка, с другой, гарантировал гражданам сохранение максимального числа объективных источников общественно значимой информации.
Подготовка информации о структуре рынка СМИ в регионах, – Ростовская область, Воронежская область, Томская область, Алтайский край. Подготовка и обсуждение предложений по реформированию рынка от участников региональных СМИ, медиаэкспертов экономического профиля, сделанных в ходе одиннадцатого Саммита независимых издателей АНРИ (26 апреля, Краснодарский край, Красная Поляна). Подготовка информации о состоянии медиасферы в регионах России.
Сергей Лапенков, исполнительный директор Альянса независимых региональных издателей (АНРИ), lapenkov@airp.ru
Дмитрий Казьмин, директор фонда «Медиастандарт», dokkazmin@gmail.com