Технологии взаимопомощи и повышения качества жизни

Технологии взаимопомощи и повышения качества жизни

Продолжающийся экономический кризис значительно понизил жизненный уровень российских граждан, в особенности наиболее уязвимых групп населения. В то же время объем и качество социальных услуг не отвечают требованиям времени, сама эта сфера находится в процессе разгосударствления и непростой трансформации, которая может занять несколько лет. В этих условиях возрастает роль самоорганизации граждан, их способности находить совместно с властями, бизнесом и некоммерческими организациями ресурсы для повышения качества жизни внутри собственных местных сообществ.

Опыт такого успешного сотрудничества, самоорганизации и взаимопомощи есть во многих регионах и муниципалитетах. 

Он, в частности, включает:

· cоставление карт возможностей для получения бесплатных или дисконтных услуг на местном уровне в сотрудничестве с местными социальными службами;

· развитие сервисов взаимопомощи, в том числе с использованием технологий экономики сотрудничества (sharing economy);

· проведение независимой общественной оценки качества функционирования социальной сферы на муниципальном уровне;

· практики организации гражданского контроля в социальной сфере (здравоохранения, образования, общественного транспорта, социальные услуги и т.п.);

· разработка обучающих семинаров для муниципальных служащих и гражданских активистов по этой тематике;

· использование информационных технологий, мобильных приложений для решения подобных задач.

 Носителями и распространителями подобных практик и опыта могут быть ТОСы, муниципальные службы, структуры соцзащиты, общественно-активные школы, фонды местных сообществ, местные службы волонтеров, благотворительные организации.

Цель - способствовать более активному участию граждан в решении социальных проблем на местном уровне, в улучшении качества их жизни.

 Задачи: 

· выявить существующие практики гражданского участия и самоорганизации в решении социальных проблем на уровне местных сообществ;

· обсудить возможности  и  механизмы тиражирования этих практик в различных регионах страны;

· организовать презентацию и обсуждение опыта подобной гражданской социальной активности для представителей НКО, муниципалитетов, социальных служб;

· подготовить по результатам этих обсуждений брошюру со структурированным описанием эффективных практик и указанием контактов их носителей.

Представители НКО, муниципалитетов, социальных служб; организации, имеющие опыт разработки и применения обсуждаемых технологий, среди них:
• Проект АСИ "Шаг вперед" (Ольга Дроздова);
• Альянс фондов местного сообщества Пермского края (Нина Самарина);
• Центр ГРАНИ (Светлана Маковецкая);
• Центр "Гарант", Архангельск (Марина Михайлова);
• АСИ, проект "Теплица социальных технологий".

Экспертная встреча в межфорумный период с целью подготовки обзора имеющихся практик и выработки содержания обсуждений на Форуме.

 Площадка на Форуме.

Ольга Дроздова, руководитель социальных проектов и программ Агентства социальной информации, координатор кампаний "Так просто" и "Шаг вперед", odrozdova@asi.org.ru
Денис Самойлов, эксперт-исследователь Центра гражданского анализа и независимых исследований ГРАНИ (Центр ГРАНИ), samoilov@grany-center.org