Интервью с Ольгой Андреевой, создателем проекта «Добрый заяц». Часть 1

Интервью с Ольгой Андреевой, создателем проекта «Добрый заяц». Часть 1

 Наша команда в Великом Новгороде встретилась с Ольгой Андреевой, создателем проекта «Добрый заяц»

– Мой первый вопрос, который пришёл в голову, когда мы вчера просматривали ваше видео. Почему «Добрый заяц»? Почему заяц? Почему не кролик? Почему добрый? 

– Этот вопрос задают нам чаще всего. «Добрый заяц» – в честь моего сына. Мой старший сын – ребенок с инвалидностью, у него органическое поражение центральной нервной системы с элементами аутизма. Изначально у нас была идея создать игровое пособие, занятие для детей, которые обучаются в обычных школах в малонаселенных пунктах, где нет обычно ни психолога, ни логопеда, ни дефектолога, а учителю нужно какое-то подспорье. И был придуман сценарий сказки. Она матричная – в нее можно вставить любое упражнение под любого ребенка. Чтобы создать такую, мы приехали обучаться в школу «Пространство развития» под Санкт-Петербургом. Одно из заданий на занятиях было придумать название своему проекту. Когда мы стали думать, моя подруга Юля сказала: «Ты знаешь, должно быть что-то личное. Давай «зайцем» назовем, потому что с него все началось». Заяц – домашнее прозвище и считалочка, которую мы с моим сыном придумывали для развития речи. Название сохранилось, закрепилось и несмотря на то, что сейчас проект перерос в отдельный курс «инклюзивный город», мы оставили «добрый заяц» в названии. 

– Как проект развивался? Какие Вы назовете основные этапы развития проекта и каковы ваши большие цели?

– Точка отсчёта – 24 декабря, если не ошибаюсь, 2018 года. В тот день я первый раз в обычной школе в обычном классе, в котором было несколько детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья. – Прим. ред.), провела первое игровое занятие «Добрый Заяц», с которого всё и началось. Сама идея, конечно, появилась намного раньше, но формировалась какое-то время, поэтому точка отсчёта – именно то занятие, тот урок. Потом я собрала небольшую команду из четырех человек, и мы, как я уже говорила, поехали в школу «Пространство Развития». Там мы обучались проектной деятельности: как писать грантовую заявку, что для этого нужно, учились делать смету, разным тонкостям и нюансам учились. Дальше в июле я полетела во Владивосток на форум, и там нам сразу дали грант на наше методическое пособие. После того как мы получили средства, мы были готовы приступить к реализации, но тут случилась пандемия. Все сели дома. Я поняла, что необходимость в пособии отпала. У меня было уже какое-то количество волонтеров, собранных среди студентов, например логопедов. Они помогали во время пандемии. Мы дистанционно через соцсети набирали небольшие группы детей с ОВЗ, с инвалидностью и предлагали родителям проводить через Skype или через Zoom наше игровое занятие. Это помогало хоть как-то разнообразить ребёнку жизнь, потому что это было занятие с элементами кукольного театра. Это, кстати, нам привело несколько очень хороших друзей из НКО, например, «Астрахань – аутизм», очень классные ребята, сильные женщины. У них тоже замечательные проекты, мы их всячески поддерживаем. Я лично проводила для них свои занятия. Когда режим самоизоляции затянулся, мы начали понимать, что перспективы открытия школ туманны.  Тогда мы бросили по социальным сетям небольшие опросники среди групп ребят с инвалидностью и родителей, воспитывающих таких детей. Мы их спросили, с какими трудностями в повседневной жизни они сталкиваются, но попросили исключить больницы, потому что в больнице, честно говоря, с трудностями сталкиваются все. Тем более во время пандемии спрашивать об этом как минимум некорректно. И у нас вырисовывался топ-3 сложных мест. Это были магазины, парикмахерские, стоматология. На четвертом и на пятом местах у нас по результатам  опросов мам были игровые центры, кафе, развлекательные заведения, куда можно отвести ребенка, досуговые центры, «развивашки». А среди молодых людей это, не поверите, были сервисные центры по обслуживанию автомобилей. Иногда нам присылали какие-то личные истории. Много историй мы сами находили в Сети. Например, была одна история, связанная с магазином, которая очень сильно запала нам в душу, и мы поняли, что даже если один человек говорит, что тяжело, то проблема явно системная. Тогда мы стали думать, что делать. Возникла идея обучать профессионалов из сферы услуг навыкам общения и взаимодействия. На самом деле, чтобы всему научиться или хотя бы услышать, запомнить и понять, много времени не нужно. Стали изучать все пособия по теме, какие только находили. сформировали универсальную «рыбу» по обучению. Но для того чтобы ее испытать, нужно было вживую с людьми поговорить. Со стоматологами нам было проще, потому что у нас были студенты стоматологи и есть студенты-волонтеры. Они нам быстро помогли создать курс, который мы очень быстро распространили.

– А что в него входит? Какая у него структура?

– Изначально мы разделили все темы на 8 блоков. Потом, обработав всю информацию, мы поняли, что блоков 9. 8 направлений касаются некоторых нозологий. Например, первый блок – это взаимодействие со слабослышащими, второй – со слабовидящими. Третий – с людьми с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и так далее. А девятым блоком мы сделали отдельную секцию по выгоранию. Потому что, когда мы пошли в мир и стали обучать первых продавцов, мы поняли, что у них проблема не только в том, что они не обладают знаниями, но и зачастую в том, что на своем рабочем месте они очень быстро выгорают. Ведь через них каждый день проходит огромное количество людей, и некоторые через себя все сложности быстро пропускают, а кто-то, наоборот, закрывается, блокирует. Но главное в том, что человек зачастую не может справляться с какими-то ситуациями, особенно с конфликтными. Для таких людей мы и сделали некое подспорье в девятом блоке. Пока мы занимались его подготовкой, у нас очень много открытий произошло. Например, мы внесли туда небольшое упражнение на эмпатию – перенос на себя, после него люди нередко плакали. Но это слёзы, скажем так, очищающие. Нам удалось заставить кого-то задуматься о важных вещах, увидеть реальность, от которой часто закрываются. И после этих занятий нас часто благодарят, некоторые приносят список лайфхаков, как сбросить напряжение, привести себя быстро в порядок. На одном занятии мы рассказали мужчинам, что вязание – это отличный способ стимулировать мелкую моторику и  это абсолютно мужское занятие. Сначала ребята посмеялись, потом нам рассказали, что один из них на 8 марта кому-то свитер связал. Значит, сработало, человек прислушался, попробовал и его затянуло. Немного хочу рассказать о том, как у нас получилось перейти от теории к практике. Мы обратились к нашему мэру, попросили его о помощи, сказали, что у нас есть множество идей и они уже сформированы,  единственное, что  нам нужно, – это контакты. Он сказал «без проблем», переключил нас на Торговую палату, они разослали письмо всем организациям и нам дали обратную связь, что согласилось несколько организаций. Мы спросили, кто был первым, и это оказалась сеть магазинов «Магнит». Мы поняли, что с той малой группой активных людей с образованием, которая у нас есть  (всего 8 человек) мы не справимся со всем объемом всех желающих. Решили начать заниматься пока только с ними. Первыми обученными были 12 человек. Я так понимаю, это были координаторы по по Новгородской области, которые занимаются ещё и HR. Мы провели занятие, они были очень довольны и после этого нам сказали, что мы можем продолжать занятия с продавцами. Для продавцов мы добавили  часть по выгоранию. А потом опять начались ограничительные меры, и в октябре или в ноябре опять стало нельзя собираться больше 30 человек. Мы связались с представителями по Северо-Западу, с главными директорами, и было принято решение перейти в дистанционный формат. Я очень долго этому сопротивлялась внутренне, потому что живое представление  стопроцентно работало,  будет ли оно работать в дистанционном формате – я не могла предсказать.

– Вы боялись, что занятия превратятся в потоковую историю, а не индивидуальную?

– Да. Но надо было пробовать, всё равно другого способа не было. К тому же, видеокурс можно в любой регион отправить. Мы написали сценарий, подключили  еще одну компанию по стратегическому развитию. В апреле этого года мы отсняли всё за две ночи, после этого курс где-то 3 недели проходил пост-продакшн,  и, наконец, запустился. Я, конечно, очень боялась, ждала, первые результаты, хотелось узнать, сколько людей прошло обучение, какая реакция. В июне мне сказал, что дистанционное обучение прошли 2843 человека, и заверили, что будет больше, это пока совсем мало. Я говорю, какое мало – представляете, 3000 с лишним человек, включая тех, кого мы обучили вживую! Конечно, нас гордость распирала, мы поняли, что наше дело работает. Потом в компании проходил всероссийский отчётный форум, на котором координатор нашего проекта от «Магнита» рассказывала о внедрении и  о результатах по Северо-западу. А в финале форума был небольшой опрос о том, что участникам больше всего запомнилось. И наш «Добрый Заяц» оказался на первом месте! То есть люди, послушав 5 минут о нем, посмотрев, какой опыт был по Северо-Западу, запомнили и им понравилось!Мы, конечно, были в полнейшем восторге.. Я поняла, что всё работает, значит, нужно развиваться еще дальше. После этого к нам много  обращались Например, нас в городе есть магазин детской одежды, мы учили их продавцов. Ещё у нас были запросы от предпринимателей, которые просили обучить их, чтобы они сами могли обучать своих сотрудников. 

Презентация проекта «Добрый Заяц»

Продолжение следует

Вернуться назад