Как стать горожанином? Рассказывает Вячеслав Завалин, автор телеграм-канала «Еду в город» и городской модератор

Как стать горожанином? Рассказывает Вячеслав Завалин, автор телеграм-канала «Еду в город» и городской модератор

Город – это не только пространства, где мы живем, но сумма взаимодействий, объектов и возможностей, на которые горожанин может в той или иной степени влиять. Однако для этого необходимо прежде перейти от логики «пользования» городов к способности нести за город ответственность. Иначе говоря, нужно стать тем самым настоящим горожанином. Вячеслав Завалин, автор телеграм-канала «Еду в город», городской модератор, социальный проектировщик рассказывает, что нужно сделать, чтобы этого добиться:

Шаг 1. Познакомиться.

Необходимо задаться вопросом, знаешь ли ты людей, рядом с которыми живешь. Кто они, чем занимаются? Зная, кто тебя окружает, можно быстрее и эффективнее решать хотя бы собственные бытовые проблемы: если ты знаешь, что твой сосед – хороший сантехник, то протечку можно исправить быстрее, не дожидаясь приезда управляющей компании.

Конечно, если вы не слишком знакомы со своими соседями, то это стоит исправить. Самый простой способ: понять, чем бы вы хотели заниматься в пределах места проживания (например, делать зарядку), и найти единомышленников. Если у вас есть дети, вы понимаете, что им нужна детская площадка, то можно объединиться с соседствующими родителями. 

Шаг 2. Создать сообщество.

Следующий шаг – сообщество. Если оно отсутствует, необходимо инициировать его создание. Кроме того, можно присоединиться к существующему: это довольно просто, если вы знаете, с каким типом активности хотите «работать», создавать детскую площадку, например.

Шаг 3. Сделать карту потенциального влияния.

Зная своих соседей и понимая, какие сообщества существуют в месте проживания, далее необходимо создать карту потенциального влияния: это гипотетическая модель, отражающая функциональную полезность каждого члена сообщества. Проще говоря, кто кому и чем может быть полезен. Например, есть молодая семья с ребенком, и время, когда за ребенком необходимо присматривать, но оно не покрывается ни школой, ни детским садом. И вам известно, что в соседней квартире живет условная Лидия Михайловна, которая говорит: «Я скучаю по работе». Сразу видно пересечение потребностей. Коммуникация – один из ключевых инструментов горожанина. 

Шаг 4. Определить проблематику.

Представляя себе сообщество, можно обнаружить проблему. Однако важно понимать, что проблема и ее решение необходимо должно зависеть от жителей. Есть разные уровни развития локальных территорий, и они связаны с представлением о доме: «дом» заканчивается за дверью квартиры или тогда, когда я уезжаю на автобусе от остановки? Понимая сферу собственной ответственности, можно начать менять что-то вокруг. Соответственно, перемены могут касаться лестничной клетки, подъезда, дома, двора.

Шаг 5. Расширить сферы влияния.

Это важно сделать на неформальном уровне. Например, если соседи до сих пор были уверены, что «дом» заканчивается их квартирой, стоит предложить им создать на этаже зону отдыха, где можно вместе пить чай. Надо также понимать, что, вероятно, многие откажутся. И, значит, первый шаг предстоит сделать самостоятельно. Гражданская культура появляется не абстрактно среди людей в городе, а весьма конкретно, когда критическая масса акторов с активной субъектной позицией инициируют перемены вокруг себя.

Вернуться назад