Общественный контроль

Общественный контроль

Координаторы площадки:
Карастелев Вадим Евгеньевич
Координатор общероссийской кампании «Гражданин и полиция»
Рыбаков Василий Николаевич
Общественный деятель

«Расширение возможностей граждан для общественного контроля»

Цели:

1. Повышение доступности и эффективности института общественного контроля для граждан, общественных организаций и иных субъектов общественного контроля.

2. Повышение подотчетности, эффективности и прозрачности деятельности органов власти по результатам общественного контроля.

Задачи:

1. Изучение практик общественного контроля, федерального и регионального законодательства, регламентирующего сферу общественного контроля.

2. Консолидация сообщества, занимающегося проблемами общественного контроля.

3. Создание и распространение перспективных практик.

4. Продвижение блока ключевых принципов: независимости и самоуправления в общественном контроле, прозрачности и подотчетности органов государственной власти, обеспечения и эффективной реализации интересов общества

5. Продвижение продуктов работы площадки.

Продукты работы:

1. Модельный региональный проект закона «Об основах общественного контроля».

2. Поправки в ФЗ «Об органах судейского сообщества» в части работы представителя общественности в квалификационной коллегии судей.

3. Предложения, рекомендации по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики в сфере общественного контроле Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Предложения в итоговый документ Форума.

5. Понятийный набор для обеспечения практик общественного контроля.

Актуальность:

Общественный контроль является одним из типов гражданского участия, который имеет большую значимость для стабильного развития демократического общества. Контроль со стороны общества за деятельностью государства служит основой демократического политического устройства, а его закрепленность в эффективно действующих институтах свидетельствует о высоком уровне развития демократической политической системы. Следовательно, институционализация процесса общественного контроля свидетельствует об успешности демократических преобразований.

Общественный контроль весьма значим для повышения уровня прозрачности в деятельности органов власти, противодействия коррупции в них, повышения эффективности их деятельности.

Чем больше институт общественного контроля сдерживает нарушения закона и произвол со стороны органов власти, тем он более развит, причем это сдерживание должно основываться на безличных, а не на личных отношениях. Только тогда развитие общества становится стабильным и предсказуемым, а деятельность органов власти эффективной и свободной от коррупции, прозрачной. В последние годы проблематика, связанная с общественным контролем за деятельностью государственных органов, все чаще становится предметом дискуссий, публикаций, общественных проектов, научных исследований, законодательных инициатив, образовательных программ для государственных служащих, принятия законов и реализации их положений.

Общественный контроль необходим как для стабильного развития любой демократической страны, так и для противодействия фиктивно-демонстративной деятельности государственных органов, коррупции в них, нарушений законности, необоснованному расходованию бюджетных средств. Правовой основой общественного контроля в России служат:

– Федеральный закон от 21 июля 2014 года №212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»,

– Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации»,

– Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,

– Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,

– Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

– Указ Президента РФ «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам»,

– Указ Президента РФ «Об общественных советах при МВД РФ и его территориальных подразделениях»,

– региональные законы об общественном контроле, принятые в большинстве субъектов Российской Федерации.

Нормы, закрепляющие механизмы общественного контроля, содержатся также в федеральном законе «О полиции».

В современной России можно выделить, по крайней мере, три этапа развития институтов общественного контроля, действующих как в системе правосудия, так и в системе правопорядка в широком смысле, включая органы УИС.

Первый этап, продолжавшийся с 1991 по 2001 год, который можно условно назвать инициативным, характерен расцветом различных инициатив, связанных с общественным контролем, например, таких, как посещение мест лишения свободы, наблюдение за судопроизводством и доступом к правосудию без каких-либо специальных полномочий, закрепленных в законодательстве.

Второй этап с 2002 по 2008 годы можно назвать экспериментально-законотворческим. Были приняты не только при участии, но и под давлением общественности два важнейших закона — Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее ФЗ № 30), который учредил институт представителя общественности в квалификационных коллегиях судей, и Федеральный закон от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (далее ФЗ №76), который учредил институт общественных наблюдательных комиссий (далее ОНК).

Третий этап (с 2003 года для ККС и с 2009 года для ОНК) - экспериментально-практический, период «привыкания» закрытых систем к контролю со стороны общественности, наработки практик, формирования сообществ, решения сопутствующих организационных и финансовых проблем.

В настоящие время начался четвертый (практический) этап, связанный как с принятием Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который получил неоднозначные оценки экспертов и участников общественного контроля в Российской Федерации, так и с повседневной практикой общественных контролеров.

При этом значительная роль в развитии общественного контроля отводится субъектам Российской Федерации. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ делегирует региональному законодателю полномочия самостоятельно устанавливать порядок посещения проверяемых государственных и муниципальных органов, порядок формирования и осуществления деятельности региональных общественных палат, общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации и других негосударственных некоммерческих организаций и общественных формирований, которые имеют полномочия участвовать в общественном контроле.

В настоящий момент крайне важно помочь представителям власти в субъектах РФ создать соответствующую нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность и органов власти, и граждан, и их объединений в сфере общественного контроля.

Формат площадки предполагает проведение предварительных экспертных и публичных обсуждений, выявление и анализ отечественного и мирового опыта в сфере общественного контроля. Работа на гражданском форуме предполагает трехэтапную работу. На первом этапе прозвучит ряд выступлений координаторов групп, обобщающих результаты предварительного этапа. На втором этапе пройдут групповые обсуждения. На третьем – докладчики от групп представят свои предложения, которые позволят развернуть последующую дискуссию.

Этапы работы:

Планируемые мероприятия

Срок, 2015г.

1

Формирование рабочей группы, состава участников (экспертов), составление плана мероприятий

май

2

Изучение законодательной базы РФ и субъектов РФ, регламентирующей деятельность в сфере общественного контроля

середина июня

3

Подготовка и обсуждение модельного регионального проекта закона «Об основах общественного контроля»

июнь-июль

4

Обобщение и подготовка предложений

август – сентябрь

5

Создание и размещение на сайте Форума серии аналитических материалов, презентаций в сфере общественного контроля

сентябрь – октябрь

6

Дискуссия на тематической площадке гражданского форума

ноябрь

7

Круглый стол по проблемам общественного контроля в рамках Конгресса политологов (согласовывается)

ноябрь

8

Подведение и представление итогов, рекомендаций, планирование работы на 2016 год

ноябрь – декабрь

Эксперты:

ФИО

Должность

1

Рыбаков Василий Николаевич

Координатор площадки, Екатеринбург

2

Карастелев Вадим Евгеньевич

Координатор площадки, Москва

3

Абашев Артур Магсумович

Председатель ОНК Кировской области, член рабочей группы Общественной палаты Кировской области по разработке областного закона по общественному контролю

4

Глинянова Ирина Юрьевная

Директор регионального центра гражданских экологических инициатив, Волгоград

5

Кочнева Наталья Владимировна

Юрист, Екатеринбург

6

Кудряков Антон Васильевич

Член Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области, соразработчик модельного проекта регионального закона об общественном контроле

7

Назаров Александр Дмитриевич

Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного процесса юридического института Сибирского федерального университета, председатель Общественного совета при ГУФСИН России по Красноярскому краю и член Общественного совета при ГУ МВД России по Красноярскому краю, адвокат

8

Петрашис Леонид Вальдемарович

Председатель общественной наблюдательной комиссии Ростовской области

9

Римский Владимир Львович

Заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ, координатор Исследовательского комитета РАПН и РОС «Политическая социология», Москва

10

Симонов Семен Леонидович

Президент КРБОО «Южный правозащитный центр», Сочи

11

Хананашвили Нодари Лотариевич

Кандидат юридических наук, заместитель генерального директора благотворительного фонда «Просвещение», Москва

12

Шахова Елена Владимировна

Председатель ОО «Гражданский контроль», Санкт-Петербург

13

Шимоволос Сергей Михайлович

Международная тюремная реформа, Нижний Новгород


Дополнительные материалы: