Общественный контроль
«Расширение возможностей граждан для общественного контроля»
Цели:
1. Повышение доступности и эффективности института общественного контроля для граждан, общественных организаций и иных субъектов общественного контроля.
2. Повышение подотчетности, эффективности и прозрачности деятельности органов власти по результатам общественного контроля.
Задачи:
1. Изучение практик общественного контроля, федерального и регионального законодательства, регламентирующего сферу общественного контроля.
2. Консолидация сообщества, занимающегося проблемами общественного контроля.
3. Создание и распространение перспективных практик.
4. Продвижение блока ключевых принципов: независимости и самоуправления в общественном контроле, прозрачности и подотчетности органов государственной власти, обеспечения и эффективной реализации интересов общества
5. Продвижение продуктов работы площадки.
Продукты работы:
1. Модельный региональный проект закона «Об основах общественного контроля».
2. Поправки в ФЗ «Об органах судейского сообщества» в части работы представителя общественности в квалификационной коллегии судей.
3. Предложения, рекомендации по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики в сфере общественного контроле Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
4. Предложения в итоговый документ Форума.
5. Понятийный набор для обеспечения практик общественного контроля.
Актуальность:
Общественный контроль является одним из типов гражданского участия, который имеет большую значимость для стабильного развития демократического общества. Контроль со стороны общества за деятельностью государства служит основой демократического политического устройства, а его закрепленность в эффективно действующих институтах свидетельствует о высоком уровне развития демократической политической системы. Следовательно, институционализация процесса общественного контроля свидетельствует об успешности демократических преобразований.
Общественный контроль весьма значим для повышения уровня прозрачности в деятельности органов власти, противодействия коррупции в них, повышения эффективности их деятельности.
Чем больше институт общественного контроля сдерживает нарушения закона и произвол со стороны органов власти, тем он более развит, причем это сдерживание должно основываться на безличных, а не на личных отношениях. Только тогда развитие общества становится стабильным и предсказуемым, а деятельность органов власти эффективной и свободной от коррупции, прозрачной. В последние годы проблематика, связанная с общественным контролем за деятельностью государственных органов, все чаще становится предметом дискуссий, публикаций, общественных проектов, научных исследований, законодательных инициатив, образовательных программ для государственных служащих, принятия законов и реализации их положений.
Общественный контроль необходим как для стабильного развития любой демократической страны, так и для противодействия фиктивно-демонстративной деятельности государственных органов, коррупции в них, нарушений законности, необоснованному расходованию бюджетных средств. Правовой основой общественного контроля в России служат:
– Федеральный закон от 21 июля 2014 года №212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»,
– Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации»,
– Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,
– Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,
– Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
– Указ Президента РФ «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам»,
– Указ Президента РФ «Об общественных советах при МВД РФ и его территориальных подразделениях»,
– региональные законы об общественном контроле, принятые в большинстве субъектов Российской Федерации.
Нормы, закрепляющие механизмы общественного контроля, содержатся также в федеральном законе «О полиции».
В современной России можно выделить, по крайней мере, три этапа развития институтов общественного контроля, действующих как в системе правосудия, так и в системе правопорядка в широком смысле, включая органы УИС.
Первый этап, продолжавшийся с 1991 по 2001 год, который можно условно назвать инициативным, характерен расцветом различных инициатив, связанных с общественным контролем, например, таких, как посещение мест лишения свободы, наблюдение за судопроизводством и доступом к правосудию без каких-либо специальных полномочий, закрепленных в законодательстве.
Второй этап с 2002 по 2008 годы можно назвать экспериментально-законотворческим. Были приняты не только при участии, но и под давлением общественности два важнейших закона — Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее ФЗ № 30), который учредил институт представителя общественности в квалификационных коллегиях судей, и Федеральный закон от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (далее ФЗ №76), который учредил институт общественных наблюдательных комиссий (далее ОНК).
Третий этап (с 2003 года для ККС и с 2009 года для ОНК) - экспериментально-практический, период «привыкания» закрытых систем к контролю со стороны общественности, наработки практик, формирования сообществ, решения сопутствующих организационных и финансовых проблем.
В настоящие время начался четвертый (практический) этап, связанный как с принятием Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который получил неоднозначные оценки экспертов и участников общественного контроля в Российской Федерации, так и с повседневной практикой общественных контролеров.
При этом значительная роль в развитии общественного контроля отводится субъектам Российской Федерации. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ делегирует региональному законодателю полномочия самостоятельно устанавливать порядок посещения проверяемых государственных и муниципальных органов, порядок формирования и осуществления деятельности региональных общественных палат, общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации и других негосударственных некоммерческих организаций и общественных формирований, которые имеют полномочия участвовать в общественном контроле.
В настоящий момент крайне важно помочь представителям власти в субъектах РФ создать соответствующую нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность и органов власти, и граждан, и их объединений в сфере общественного контроля.
Формат площадки предполагает проведение предварительных экспертных и публичных обсуждений, выявление и анализ отечественного и мирового опыта в сфере общественного контроля. Работа на гражданском форуме предполагает трехэтапную работу. На первом этапе прозвучит ряд выступлений координаторов групп, обобщающих результаты предварительного этапа. На втором этапе пройдут групповые обсуждения. На третьем – докладчики от групп представят свои предложения, которые позволят развернуть последующую дискуссию.
Этапы работы:
№ |
Планируемые мероприятия |
Срок, 2015г. |
1 |
Формирование рабочей группы, состава участников (экспертов), составление плана мероприятий |
май |
2 |
Изучение законодательной базы РФ и субъектов РФ, регламентирующей деятельность в сфере общественного контроля |
середина июня |
3 |
Подготовка и обсуждение модельного регионального проекта закона «Об основах общественного контроля» |
июнь-июль |
4 |
Обобщение и подготовка предложений |
август – сентябрь |
5 |
Создание и размещение на сайте Форума серии аналитических материалов, презентаций в сфере общественного контроля |
сентябрь – октябрь |
6 |
Дискуссия на тематической площадке гражданского форума |
ноябрь |
7 |
Круглый стол по проблемам общественного контроля в рамках Конгресса политологов (согласовывается) |
ноябрь |
8 |
Подведение и представление итогов, рекомендаций, планирование работы на 2016 год |
ноябрь – декабрь |
Эксперты:
№ |
ФИО |
Должность |
1 |
Рыбаков Василий Николаевич |
Координатор площадки, Екатеринбург |
2 |
Карастелев Вадим Евгеньевич |
Координатор площадки, Москва |
3 |
Абашев Артур Магсумович |
Председатель ОНК Кировской области, член рабочей группы Общественной палаты Кировской области по разработке областного закона по общественному контролю |
4 |
Глинянова Ирина Юрьевная |
Директор регионального центра гражданских экологических инициатив, Волгоград |
5 |
Кочнева Наталья Владимировна |
Юрист, Екатеринбург |
6 |
Кудряков Антон Васильевич |
Член Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области, соразработчик модельного проекта регионального закона об общественном контроле |
7 |
Назаров Александр Дмитриевич |
Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного процесса юридического института Сибирского федерального университета, председатель Общественного совета при ГУФСИН России по Красноярскому краю и член Общественного совета при ГУ МВД России по Красноярскому краю, адвокат |
8 |
Петрашис Леонид Вальдемарович |
Председатель общественной наблюдательной комиссии Ростовской области |
9 |
Римский Владимир Львович |
Заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ, координатор Исследовательского комитета РАПН и РОС «Политическая социология», Москва |
10 |
Симонов Семен Леонидович |
Президент КРБОО «Южный правозащитный центр», Сочи |
11 |
Хананашвили Нодари Лотариевич |
Кандидат юридических наук, заместитель генерального директора благотворительного фонда «Просвещение», Москва |
12 |
Шахова Елена Владимировна |
Председатель ОО «Гражданский контроль», Санкт-Петербург |
13 |
Шимоволос Сергей Михайлович |
Международная тюремная реформа, Нижний Новгород |