На Алтае обсудили стратегию развития региона
«Стратегия 2035»
Проект «Стратегии 2035» рабочая группа под руководством Минэкономразвития Алтайского края писала около года. Объемный документ в 109 листах, который определяет Алтайский край, как «ведущий агропромышленный экспортноориентированный регион Сибири и Дальнего Востока, территорию творческой и комфортной жизненной среды, создающей инновации» был принят Алтайским краевым законодательным собранием.
По целевому сценарию «Стратегии», к 2035 году в будут реализованы все запланированные федеральные программы, а кроме того, и краевая программа «Энергия развития» (с ней в 2018 году шел на выборы действующий губернатор Виктор Томенко). Это должно вызвать интенсивный экономический рост и привести Алтай к экономике нового типа, росту средней зарплаты (в 4,5 раза), росту численности населения, притоку инвестиций, модернизации ключевых отраслей экономики и росту экспорта.
Где мы сейчас
Участники круглого стола обсудили, возможно ли, вообще, такое экономическое чудо, и что нам все нужно делать, чтобы вывести край из состояния затянувшейся экономической репрессии. Ключевым и вызвавшим наибольшее количество споров и комментариев стал доклад доцента кафедры региональной экономики и управления МИЭМИС Алтайского государственного университета Валерия Мищенко, который говорил о возможных и необходимых направлениях роста экономики в современных условиях. Валерий Викторович напомнил собравшимся о стабильно скромном месте Алтайского края в экономике Сибири: по итогам 2019 года регион на седьмой строчке из 10 по объемам регионального валового продукта. И что, хотя разработчики стратегии определяют Алтайский край, как ведущий агропромышленный регион, в структуре ВРП края по видам деятельности сельское и лесное хозяйство составляют всего 12,7, уступая обрабатывающим производствам (17,8%), торговле и ремонту автомобилей (14,6%) и деятельности по операциям с недвижимым имуществом (13%).
Он привел и другие факты: уровень газификации Алтайского края до сих пор составляет 13,3% (города - 17,6%, сельская местность - 9,1%)на фоне общероссийского 70,1% (73,0 и 61,8%). Или – в прошлом году на Алтае в 2,1 раза выросла безработица, а зарплаты увеличились в среднем всего на 106,4% (и это нельзя рассматривать без учета уровня инфляции). Сказал, что экономические, управленческие, политические и прочие элиты в крае находятся на очень низком уровне функционированя; региональные экономические интересы подменяются федеральными, а крупными предприятиями руководят пока «капиталисты первого поколения» с соответствующими ценностями.
Мищенко рассказал, благодаря чему Алтайскому краю удавалось в разные периоды истории добиваться высоких экономических показателей – от выплавки серебра в XVIII веке до целины и искусственного сохранения сельского населения в застойные годы СССР. А что можно сделать сейчас? По убеждению эксперта, край спасут не предложенные разработчиками «творчество и позитивная энергия», а:
• уход от угля – газификация населения городов;
• новая сетка ж/д, автомобильных дорог и мостов;
• новый автомобильный мост через Обь выше Барнаула;
• развитие сферы услуг (образование, информационная сфера, связь, спорт и др.);
• увеличения количества и уровня услуг ЖКХ;
• сооружение двух современных аэропортов;
• глубокая переработка аграрного сырья;
• уменьшение энергетических тарифов;
• создание города-курорта на базе Ярового;
• укрупнение районов и сел.
Куда мы идем?
А для этого, как отмечалось позже в дискуссии, необходимо изменить подходы к управлению краем, определить новые направления развития края и пересмотреть точки приложения сил и ресурсов (например, по «Стратеги 2035» практически все инвестиции, которые могут быть получены краем, уйдут на разработку месторождения полиметаллических руд и реконструкцию мощностей Рубцовской обогатительной фабрики).
Конечно, каждый участник круглого стола смотрел на этот вопрос со своей колокольни: Юлия Кандыкова, начальница отдела стратегического планирования министерства экономики объяснила, почему «Стратегия» была написана именно так; вице-губернатор Алтайского края по экономике в 1993-1997 годах вспомнил о тяжелом для края переходе с плановой экономики на теперешнюю; член оргкомитета ОГФ и член Алтайского союза предпринимателей Павел Тулин рассказал о том, что смогут и будут делать предпринимательские объединения для развития региона. Разговор был полезным для всех собравшихся – все согласились, что собираться и обсуждать возможнее варианты развития края надо с разных точек зрения: предпринимательской, чиновничьей, депутатской…. Только так можно придумать правильную стратегию.
Посмотреть дискуссию: https://youtu.be/5H0lpL1-06g