Правоохранительная система

Правоохранительная система

Координатор площадки:
Шклярук Мария Сергеевна
Юрист, магистр права

«Реформа правоохранительной системы – ценности и альтернативы»

Цель:

Достижение открытости полиции, ее понятности гражданам, создание площадки для конструктивного диалога о работе правоохранительных органов, построенного на принципах конструктивности, медийности, гуманизации, вовлеченности. Для этого необходимо:

– Создать интеграционную площадку для объединения общественных организаций, активистов, граждан для повышения контроля над правоохранительными органами.

– Вовлечь правоохранительные органы в диалог о проблемах и путях реформирования, изменить отношение к общественному контролю и взаимодействию с гражданами.

– Обеспечить постоянную общественную и экспертную дискуссию о необходимости и вариантах реформирования правоохранительной системы в России.

Задачи:

– Формирование языка для работы с проблематикой «открытой и понятной полиции»;

– Использование проблематики «понятной полиции» для консолидации усилий разных сообществ научно-экспертной, управленческой, гражданской среды и среды «практиков из системы», заинтересованных в эффективной правоохранительной системы на общей платформе – дискуссионной площадке по этим вопросам;

– Выработка понимания устройства системы правоохранительных органов, ее проблем и их причин;

– Поиск на общей площадке эффективных решений проблем правоохранительной системы и способов их реализации;

– Внедрение проблематики «открытой и понятной полиции» в повестку научно-экспертной, управленческой и гражданской среды;

– Формирование пула экспертов по теме;

– Внедрение проблематики «понятной полиции» в медиа-повестку;

– Накопление массива публикаций по проблематике «понятной полиции», ориентированных на широкую общественность;

– Подготовка понятных материалов для граждан инструктивного типа по проблематике «понятной полиции» и обеспечение доступа к ним.

Актуальность:

Одна из самых проблемных частей государственного механизма – система правоохранительных и следственных органов. Предпринимавшиеся попытки реформирования не использовали в качестве принципа проектирования необходимость вовлечения представителей всех заинтересованных сообществ, а в качестве критерия результата – его понятность. Понимание работы полиции является одним из главных инструментов формирования эффективного государственного контроля. Степень понятности полиции определяет общий уровень его прозрачности и подотчетности. Доступность и удобство получения информации, понятность информации, то есть снятие информационных и языковых барьеров – важнейшая часть политики прозрачности. Чтобы сделать полицию открытой, важно проводить скрупулезный анализ самой предметной области – с участием всех заинтересованных сторон – и добиваться понятности результатов исследований и мониторингов полиции, а также ее работы широким кругом лиц.

Недостаточно просто демонстрировать обществу «идеальную модель» полиции. Необходимо сопровождать ее «дорожной картой» преобразований, общественной дискуссией, убеждением органов государственной власти в необходимости преобразований – особенно в области открытости работы полиции и других правоохранительных органов. Это невозможно без постоянной работы.

В итоговом документе ОГФ-2014 отдельный раздел был посвящен необходимости широкого экспертного обсуждения проекта комплексной реформы правоохранительных органов, а также ее отдельных блоков, разработанного экспертами Комитета гражданских инициатив – Институтом проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге и фондом ИНДЕМ.

Концепция комплексной реформы правоохранительной системы, разработанная в 2013 году для Комитета гражданских инициатив, содержит ряд взаимосвязанных идей реформирования правоохранительной системы. Предложения концепции основаны на проблемно-ориентированном подходе: была проведена исследовательская работа по диагностике проблем правоохранительной системы, выявлены и систематизированы причины существующих проблем, разработана реформа, нацеленная на устранение причин проблем, а не следствий. Суть проекта в децентрализации правоохранительных органов, изменении системы отчетности и статистики, отделении от МВД неполицейских функций.

В 2015 году состоялось несколько обсуждений отдельных положений концепции, в частности проблемы криминальной статистики и путей реформирования ее сбора и анализа (http://komitetgi.ru/news/news/2127/). Осенью 2015 года мы вернемся к обсуждению возможности децентрализации полиции и создания муниципальной милиции.

Были сформированы и желаемые итоги реформы:

– Удельная численность полиции и удельное финансирование приближены к уровню стран Центральной и Восточной Европы: 400–450 полицейских на 100 тысяч населения; около 40 тысяч долларов в год на одного полицейского.

– Сведения об уровне преступности и активности правоохранительных органов поступают из нескольких независимых источников, включая специализированные независимые опросы.

– Повышается регистрация преступлений. Приоритет в расследовании отдается не наиболее простым случаям, а наиболее общественно опасным деяниям.

– Гражданское общество и независимые эксперты участвуют в постановке задач правоохранительным органам.

– Законность методов ведения оперативной работы и следствия обеспечивается взаимным контролем правоохранительных органов друг за другом и независимым судом.

– Граждане знают своего участкового и готовы сотрудничать с ним.

Однако, такие желаемые итоги реформы, если и можно считать «прообразом» правоохранительной системы, их сложно обозначить как ценностные. Скорее это понятные, несколько даже технологичные «контрольные точки», выставление которых происходит «от противного»: то есть того, что нет сейчас, и что воспринимается как проблемы.

В этой связи назрело проведение широкой общественной дискуссии о необходимости комплексного реформирования всех правоохранительных органов и рассмотрения их как единой, сложной системы организаций, которая не поддается реформированию «по частям».

Актуальность дискуссии:

Полтора года обсуждения реформы, дополнительные исследования, детализация отдельных положений, дискуссии на различных площадках показали, что существует некоторый парадокс. С одной стороны – работой правоохранительной системы не удовлетворены почти все: и гражданские активисты, и эксперты, и граждане – вне зависимости от их политически убеждений (хотя при этом декларируемое в некоторых опросах доверие к полиции растет, другие опросы показывают обратное – граждан, боящихся полиции больше, чем ей доверяющих), и предприниматели, и представители власти. Казалось бы, тут есть некоторый консенсус – если проблемы очевидны, то почему бы не начать их менять? Но с другой стороны – со стороны общества (общества в целом) нет четко сформулированного запроса и понимания – а какую правоохранительную системы общество хотело бы видеть?

Справедливость или законность? Наказание за преступление – тяжкое или неотвратимое? Полиция как представители власти или как люди для диалога при решении местных проблем? Муниципальная милиция по подчиненности или полиция, ориентированная на местные проблемы, но подчиненная федеральному центру? Такие вопросы – это вопросы во многом ценностные, а именно этого – сформулированных ценностей, обращенных в будущее, не хватает обществу.

В рамках ОГФ, обсуждая реформу правоохранительной системы, мы хотим поставить вопрос именно об этом – а какую правоохранительную систему желает себе общество? Разные группы, разные политические убеждения, разные интересы – есть ли у них общие ценностные основания, точки консенсуса в этом вопросе?

Обратите внимание, что в рамках площадки планируется проведение дискуссии по форсайт-методике, подразумевающей работу в группах и модерацию. Перед заполнением заявки, ознакомьтесь, пожалуйста, с планом дискуссии: http://goo.gl/F4QYmw

Участники:

– активисты некоммерческих организаций, взаимодействующие с полицией или имеющие такой опыт;

– представители предпринимательского сообщества;

– представители местной власти;

– юристы, в том числе представители адвокатского сообщества;

– и другие эксперты.

Эксперты:

Бойченко Лариса Дмитриевна – к.и.н., доцент Северного (г.Петрозаводск) филиала Российской правовой академии МЮ РФ и ПетрГУ, председатель Региональной Общественной организации «Карельский центр Гендерных исследований» и Карельского регионального отделения Движения Женщин России; Член Общественной Палаты Республики Карелия;

Бутина Мария Валерьевна – Основатель и член правления общероссийской общественной организации «Право на оружие»; Член экспертной группы по совершенствованию нормативно-правовых актов в сфере оборота боевого и гражданского стрелкового оружия при межведомственной рабочей группе (лаборатории) Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации;

Иванова София Юрьевна – председатель Совета рязанского регионального отделения движения в защиту прав избирателей «ГОЛОС»;

Передрук Александр Дмитриевич – пресс-секретарь правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга»;

Ступин Евгений Викторович – заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области;

Сухаренко Александр Николаевич – директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ;

Ходжаева Екатерина Анисовна – научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге;

Ссылки на Интернет-ресурсы:

1. Страница проекта реформы правоохранительной системы на сайте КГИ:

http://komitetgi.ru/projects/70/

2. Мониторинг текущей реформы МВД от Фонда Общественный вердикт:

http://police-barometer.ru/

3. Обсуждение в социальных сетях:

https://www.facebook.com/OpenPolice.ru?fref=ts

www.openpolice.ru

4. Правоохранительная и судебная система: дискуссии о точечных изменениях

http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20141202/272697983.html

http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20150224/273218436.html

5. Интервью интернет-изданию Медуза о новых преобразованиях в МВД

http://civil-forum.ru/news/mnogolyudey.html

6. Интервью в Ведомостях о росте преступности и оценке работы полиции

http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/09/03/607329-rastet-li-prestupnost


Дополнительные материалы: