Социальное предпринимательство

Социальное предпринимательство

Координатор площадки:
Гозман Леонид Яковлевич
Общественный деятель, политик

«Создание условий для развития социального предпринимательства в России»

Современный капитализм отличается от капитализма, описанного когда-то Драйзером, не меньше, чем автомобиль от повозок, на которых пионеры продвигались на Запад. И это не только принципиально новые технологии, методы управления и многое другое, но и мало пока известное широкой публике явление – социальное предпринимательство. Бизнесмены, ставящие своей задачей не столько прибыль, сколько изменение жизни к лучшему; благотворители, внедряющие в свои проекты бизнес-схемы; чиновники, стремящиеся к сотрудничеству с НКО и социально ориентированным бизнесом, – все они создают новую модель рыночной экономики, которая, не отказываясь от традиционных для капитализма принципов, дает ей второе дыхание. Социальное предпринимательство сегодня – это 6,2% ВВП США, 10% ВВП Великобритании, это тысячи проектов в десятках стран, это программы в сотнях университетов по всему миру, это надежда на новый, более справедливый и гуманный мир. Для России социальное предпринимательство хоть и новая, но уже бурно развивающаяся практика.

Цель: Увеличение числа социальных предпринимателей и социальных предприятий в России.

Задачи: Поиск способов преодоления барьеров на пути развития социального предпринимательства (далее – СП) в России, создание в перспективе программы развития социального предпринимательства в стране, повышение интереса к социальному предпринимательству как объекту инвестирования и благотворительных пожертвований, развитие диалога между группами социальных предпринимателей, потенциальных инвесторов, представителей государственных и муниципальных структур, создание соответствующей постоянно действующей площадки, а также повышение внимания общества к феномену социального предпринимательства и обеспечения ему общественной поддержки.

Актуальность: Социальное предпринимательство – относительно новое явление не только для России, но и для мира в целом.

СП направлено на решение острых социальных проблем, имеющих серьезные негативные последствия, с помощью бизнес-схем. СП отличается от традиционной благотворительности по нескольким важным параметрам. В частности:

– нацелено на достижение самоокупаемости или даже на прибыль, т.е. социальные предприятия не зависят или зависят в существенно меньшей степени, чем традиционные благотворительные организации, от постоянного потока пожертвований;

– ориентировано не на помощь конкретным людям, а на создание условий, при которых будет решена сама социальная проблема, поставившая людей в тяжелое положение;

– основано на идеологии рынка и свободной конкуренции, а не на идее более справедливого и гуманного перераспределения.

В США о СП заговорили в восьмидесятые годы. В нашей стране СП было артикулировано менее 10 лет назад, когда появились первые институциональные инвесторы и были предприняты попытки осмыслить и описать это понятие в отечественном контексте. Сегодня СП становится заметным феноменом и в РФ. Создается инфраструктура поддержки социального бизнеса, работает несколько крупных фондов, функционируют также и локальные площадки, предлагающие информационную, образовательную, сетевую поддержку социальным предпринимателям. Появляются новые программы поддержки социального бизнеса, активно обсуждаются принятие новых законодательных актов, регламентирующих его деятельность, его роль и в развитии малого и среднего предпринимательства в России, а также в укреплении системы социальной поддержки населения в условиях экономического кризиса.

Однако на пути развития СП в России стоит множество проблем. Если в США одной из предпосылок возникновения идеи СП было сотрудничество между третьим сектором, бизнесом и государственными агентствами в рамках развития локальных территорий и коммьюнити, способствовавшее взаимно обогащающему обмену опытом и ресурсами между вовлеченными сторонами, то в России идеи социального бизнеса оказались в другом институциональном контексте. Он развивается на фоне недружественной политики государства в отношении НКО, принятии закона «об иностранных агентах», который отсекает иностранный фандрайзинг, составлявший существенную часть финансирования российского третьего сектора в условиях, когда отечественная система благотворительных институтов и механизмов поддержки все еще слабо развита.

Участники:

– основатели, руководители социальных предприятий;

– руководители благотворительных фондов, поддерживающие проекты по социальному предпринимательству;

– представители государственной власти и органов местного самоуправления;

– представители бизнеса, участвующие в организации социальных бизнесов или заинтересованные в участии;

– представители НКО;

– эксперты в области социального предпринимательства.

Ожидаемые результаты:

1. Создание площадки для коммуникации всех субъектов социального предпринимательства:

– тех, кто непосредственно занимается СП;

– тех, кто инвестирует или готов инвестировать в СП;

– тех, кто анализирует СП с позиций экспертов;

– тех, кто имеет соответствующие полномочия для принятия необходимых решений на уровне государственной власти и местного самоуправления.

2. Оценка состояния СП в России и ближайшие перспективы его развития.

3. Создание «дорожной карты» СП, содержащей практические предложения по решению существующих проблем, необходимые поправки к нормативным актам;

4. Повышение интереса к СП со стороны потенциальных инвесторов, чиновников и общества.

В работе площадки будут использованы:

– проведенное по заказу координатора Европейским университетом Санкт-Петербурга в январе 2015г. исследование, посвященное сравнительному анализу ситуации с развитием социального предпринимательства в США, Великобритании и России.

– материалы, полученные в ходе участия в Skoll World Forum – крупнейшем ежегодном форуме по социальному предпринимательству, который состоялся 15-17 апреля 2015г. в Оксфорде, Великобритания.

Этапы работы:

Этапы

Сроки

1

Проведение установочной экспертной сессии, в задачи которой входит обсуждение концепции площадки, корректировка проблематики, определение ключевых лиц, ответственных за работу площадки. В рамках установочной сессии должен быть определен перечень итоговых документов, перечень ответственных за их разработку и сроки подготовки итоговых документов.

июнь

2

Проведение серии подготовительных встреч по работе площадки, коллективная работа над итоговыми документами, корректировка расписания площадки, списка ключевых спикеров.

июнь – ноябрь

3

Публичный анонс создания секции по социальному предпринимательству в рамках ОГФ.

июнь – июль

4

Отбор участников площадки из числа подавших заявки

июль – октябрь

5

Возможно проведение публичных дискуссий с участием СМИ для стимулирования интереса к площадке

июль – октябрь

7

Проведение площадки в рамках Общероссийского гражданского форума – 2015

ноябрь

8

Представление итоговых материалов по результатам работы площадки, планирование перспективной деятельности на 2016 год

декабрь

Эксперты:

Список экспертов уточняется


Дополнительные материалы: