Выборы и референдумы
«Модернизация избирательной системы»
Чего мы добиваемся
Мы стремимся вернуть выборам заложенный в них смысл: высшее непосредственное выражение власти народа, через снятие манипулятивных барьеров для участия в выборах, равноправие кандидатов и невмешательство исполнительной власти в избирательный процесс. Главным на выборах должен стать избиратель, а не чиновник.
Как мы этого добьемся
Исходной посылкой для нашей работы служит убеждение, что запрос и установки на демократизацию избирательной системы должны исходить от гражданского общества, так как его представители через широкое обсуждение способны выработать комплексную реформу, отвечающую интересам избирателей, а не интересам партийных функционеров и бюрократии.
– Обеспечить постоянную общественную и экспертную дискуссию о необходимости и вариантах модернизации избирательной системы России.
– Вовлечь организаторов выборов в диалог о проблемах и путях реформирования,
– Изменить отношение к общественным наблюдателям.
– Обеспечить поддержку системы общественного контроля за выборами и законотворчеством.
– Организовать информационные кампании по просвещению избирателей о пользе честных выборов и о возможностях личного участия в продвижении перемен.
Почему это важно
Отношение населения к выборам выглядит неоднозначным. С одной стороны, на протяжении многих лет наблюдается устойчивое предпочтение выборов другим способам назначения мэров и губернаторов (сегодня так считают порядка 70% опрошенных), а также преобладающее негативное отношение к идее ограничения права участия в выборах. Согласно еще одному вопросу около 60% считают, что выборы в целом являются предпочтительным средством передачи власти. С другой стороны, качество выборов оценивается населением довольно низко: только 28% респондентов уверены в том, что выборы в России, «как правило, проходят честно, без нарушений». Только четверть опрошенных (25%) однозначно отвергают утверждение, что «как бы человек ни проголосовал, это все равно ничего не меняет». Примерно столько же (29%) не согласны с тем, что «выборы – это обман, все обычно решено заранее». В целом это можно расценивать как приговор общественного мнения российской избирательной и политической системе – выборы в России нечестные, неконкурентные, мало что меняют. Данные утверждения содержатся в исследовании Левада-Центра.
После отдельных и ограниченных демократических изменений избирательного законодательства в начале 2012 года, к сожалению, вновь начался регресс, касающийся как резкого ужесточения избирательного законодательства, ограничения избирательных прав граждан, так и правоприменения.
По нашему убеждению, данные тенденции крайне опасны и фактически означают лишение активной, но критически настроенной к политике власти части общества легальных способов участия в политической жизни страны, выражения своих взглядов и мнений. Резкое сокращение уровня политической конкуренции также неизбежно ведет к снижению эффективности деятельности органов власти, вновь превращает процесс реального кадрового отбора в закрытый от общества кулуарный процесс. При этом отсутствие возможностей выражать свои интересы с помощью легальных политических институтов для все большего числа граждан резко повышает риски непредсказуемого развития событий в случае углубления политического и экономического кризиса, неизбежно ведет к радикализации политической оппозиции.
Полагаем, что именно избиратели имеют право решать, кого они хотят видеть своим избранником. Органы власти должны только обеспечивать прозрачность выборов, предоставлять гражданам необходимую информацию о кандидатах. В нынешней же ситуации выбор фактически осуществляют контролирующие власть политические силы.
Формально российское законодательство особо значимую роль отводит референдуму как важнейшему институту непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления. В действительности федеральные, региональные и местные власти различными способами ограничивают реализацию права граждан на проведение референдумов и участие в них, используя нестыковки, противоречия, терминологические расхождения, содержащиеся в действующем законодательстве, а также устанавливают нормы, делающие проведение референдума по инициативе граждан практически невозможным. В частности, после очередных изменений стало невозможным проведение местных референдумов о структуре и порядке формирования органов местного самоуправления, на том основании, что это «не относится к вопросам местного значения».
Приглашаем присоединиться к нашей работе теоретиков и практиков:
– депутатов;
– наблюдателей;
– политологов;
– представителей некоммерческих организаций;
– представителей политических партий;
– членов избирательных комиссий;
– электоральных юристов.