Общее образование
Образование является одной из самых чувствительных общественных сфер, неизменно находится в центре обсуждения, и, как правило, подвергается острой критике.
Одна часть общества критикует систему образования за медленные изменения, другая - за постоянные реформы. Требования разных групп все более отдаляются друг от друга, поскольку за последние годы система образования стала более открытой, а потребности граждан - более разнообразными.
Поиск направлений развития образования, по которым есть общие позиции, и выработка гражданского консенсуса по большинству вопросов этой сферы - одна из основных тем Общероссийского гражданского форума. Поэтому на посвященной образованию экспертной площадке планируется обсуждать тенденции развития, сопоставляя и вырабатывая общие направления.
Площадка - место для диалога, дискуссии и достижения договоренностей. В центре внимания - обсуждение системных механизмов институциональной образовательной политики, управления и оценки перспективных гражданских, общественно-профессиональных и экспертных проектов в образовании, подходов к оценке качества образования, образовательных стандартов и примерных образовательных программ, инновационных проектов.
Вместо умозрительных абстрактных конструкций будет вырабатываться набор разных по уровню рекомендаций, учитывающих существующие ограничения и обеспечивающих (при их выполнении) поступательное развитие сферы.
Подробная информация о площадке, перечень участников - Сетей, формы для участия в онлайн-обсуждении проекта Рекомендаций размещены на портале http://eurekanet.ru/ewww/info/edu_ogf.html
Ключевой проблемой системы образования на сегодняшний день является неэффективность институтов, как государственных, ведомственных, так и гражданских, и экспертных; подмена институциональной образовательной политики ручным управлением, при котором вопросы, являющиеся прерогативой федеральных и региональных образовательных организаций, решаются правительством и министерством, а вопросы муниципального уровня – региональными властями.
Следствием этого, на наш взгляд, является избыточное регулирование деятельности организаций и работников; зашкаливающее число проверок из огромного числа служб; превышающий все разумные пределы объем отчетности; полное игнорирование самостоятельности образовательных организаций; фактическое исчезновение формульного финансирования (т.н. нормативно-подушевого); системы оплаты труда, основанной хоть на каком-то принципе, кроме «средней по региону», а также подмена законных фискальных требований принципом целесообразности и интересов ручного управления.
Предельно разбалансированная система с отрицательным уровнем управляемости (увеличение финансирования приводит к ухудшению ситуации, как в случае с увеличением зарплат учителей), резко теряет эффективность и статус института образования, превращаясь в институт призрения, удерживания огромного числа детей, без четкой задачи и целей, без соответствия выделения ресурсов и систем оценки - результатам.
В этой ситуации огромное значение имеет консолидация гражданских ресурсов вокруг позитивной повестки дня и не столько критика очевидных негативных тенденций, сколько продвижение и общественное влияние на эффективные механизмы, задачи и цели системы образования.
-
моделирование механизмов гражданской консолидации вокруг позитивных гражданских, общественно-профессиональных и экспертных проектов;
- позиционирование представителями таких проектов не столько самих себя и своих проектов (это произойдет на этапе отбора участников – на основе их деятельности, а не на основе их высказываний), сколько предъявление и обсуждение системных механизмов институциональной образовательной политики, управления и оценки перспективных проектных образцов.
Структура работы - сетевая распределённая.
К участию в подготовительном этапе приглашены представители образовательных сетей и сетевых проектов, имеющих опыт реализации образовательных инициатив.
В проекте по обсуждению и выработке Рекомендаций по развитию образования принимает участие 66 образовательных сетей и сообществ из 16 регионов России: Республика Бурятия, Забайкальский край, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская обл., Краснодарcкий край, Пермский край, Республика Коми, Ростовская обл., Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Свердловская обл. Томская обл., Красноярский край, Удмуртия, Хабаровский край, Москва и Московская обл. Общий охват аудитории площадки - более 200 тыс. участников.
Рекомендации адресованы как образовательному и родительскому сообществу, так и ведомству и рабочей группе по выработке стратегии развития страны.
В рамках IV ОГФ, 19 ноября 2016 года, в Москве собирается небольшой актив, представляющий всю страну, но синхронно работают сетевые площадки по всей стране. Материал, благодаря тщательной предварительной подготовке, форматирован так, что автоматически агрегируется из разных источников в интегральный вид и редактируется во время Форума. При этом не исключаются и очные дискуссии, но не по частным темам, а по интегрированным блокам.
При таком подходе основная часть работы – подготовительный период с активным использованием уже действующих разнообразных образовательных сетей («Эврика», Федеральные инновационные площадки, экспериментальные площадки ФИРО, Лига школ, школы Росатома, школы развивающего обучения, сеть школ Монтессори, Ассоциация тьюторов и др.)
Работа на площадке «Общее образование» ОГФ-2016 предполагает включение нескольких тысяч участников со всей страны, при этом в Москве будет собран лишь небольшой актив.
Реморенко Игорь Михайлович, ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ);
Сидоркин Александр Михайлович, директор Института образования НИУ ВШЭ;
Заир-Бек Сергей Измаилович, доцент, Институт образования НИУ ВШЭ;
Шнейдер Михаил Яковлевич, директор гимназии №45 г. Москвы, президент Некоммерческого партнерства содействия развитию международных школ «ИНТЭСКО»;
Эльконин Борис Даниилович, профессор, Психологический институт Российской академии образования, президент Международной ассоциации развивающего образования;
Шеберстов Федор Сергеевич, председатель управляющего совета программы «Учитель для России»;
Дулинов Максим Владимирович, эксперт Комитета гражданских инициатив;
Ковалева Татьяна Михайловна, профессор, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), президент Межрегиональной тьюторской ассоциации;
Казарновский Сергей Зиновьевич, директор Центра образования № 686 «Класс-Центр»;
Лукша Павел, руководитель проекта Global Education Futures, профессор, Московская школа управления «Сколково»;
Асфари Жюльнар, исполнительный директор АНО Центр содействия инновациям в образовании "СОЛь";
Осипова Елена Алексеевна, заместитель директора по научной работе, АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», координатор Межрегиональной ассоциации администраторов образования.
Координатор площадки - Александр Изотович Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».
Помощник координатора - Мария Калинина, e-mail: m.kalinina@eurekanet.ru
Рекомендации площадки «Образование» будут подготовлены по принципу «сеть сетей» https://www.civil-forum.ru/forums/2016/news/ekspertnaya-ploshchadka-obrazovanie-obyavlyaet-start-pro...
На площадке «Образование» стартовал онлайн-этап подготовки Рекомендаций для Общероссийского гражданского форума https://www.civil-forum.ru/forums/2016/news/na-ploshchadke-obrazovanie-startoval-onlayn-etap-podgotovki-rekomendatsiy-dlya-obshcherossiyskogo-gr.html