Общественный контроль
Общественный контроль является одной из форм гражданского участия, имеющего большую значимость для стабильного развития демократического общества. Контроль со стороны общества за деятельностью органов власти служит основой демократического политического устройства.
Общественный контроль весьма значим для повышения уровня прозрачности деятельности органов власти, для противодействия коррупции в них, для повышения эффективности их деятельности. Он препятствует необоснованному расходованию бюджетных средств и фиктивно-демонстративной деятельности. Чем больше институт общественного контроля сдерживает нарушения закона и произвол со стороны органов власти, тем он более развит. И наоборот. Причем это сдерживание должно основываться не только на личных отношениях с конкретными чиновниками, но, что крайне необходимо, на институциональных основаниях. Только тогда развитие общества становится стабильным и предсказуемым, а деятельность органов власти эффективной и возможно более свободной от коррупции, прозрачной.
Под общественным контролем понимается форма организации специфического наблюдения и действий в защиту общественных интересов, осуществляемых независимыми гражданами, их представителями, а также негосударственными некоммерческими организациями. Задачи, решаемые путем общественного контроля: организация стратегического коммуникативного действия (действия ориентированного на взаимопонимание); преодоление отчуждения граждан от государства; получение знаний особого типа о функционировании институтов власти; выращивание заинтересованных сообществ граждан; разумная демонополизация государственных функций и содействие в ненасильственной трансформации отношений подчинения граждан представителям госаппарата в сторону партнерства.
Проблемное поле нашего самоопределения: закрытость и непрозрачность, сохранение фиктивно-демонстративного компонента работы, низкий уровень участия граждан в общественном контроле и отсутствие делегирования полномочий с вышестоящих уровней на нижестоящие в органах власти.
Несмотря на различия регионального законодательства, в процессе осуществления общественного контроля единой должна быть методическая основа, которая может позволить систематизировать наблюдения и выводы общественных контролеров в различных субъектах РФ.
В России отсутствует систематический анализ опыта и его осмысленное распространение, а также универсальные методики общественного контроля, которые можно было бы использовать общественным контролерам в различных субъектах Российской Федерации.
Создание методик общественного контроля позволит: повысить его качество; свести к минимуму субъективный подход к контролю над деятельностью представителей государственной власти и органов местного самоуправления (ОМСУ); снять напряженность между действующими лицами общественного контроля, возникающую в результате непонимания принципов общественной деятельности по общественному контролю участниками процесса.
Цели:
· Повышение доступности и эффективности института общественного контроля для граждан, общественных организаций и иных субъектов общественного контроля.
· Повышение подотчетности, рефлексивности, беспристрастности, эффективности и прозрачности деятельности органов публичной власти по результатам общественного контроля.
Задачи:
· Изучение практик общественного контроля, федерального и регионального законодательства, регламентирующего сферу общественного контроля.
· Консолидация сообщества, занимающегося проблемами общественного контроля.
· Создание и распространение перспективных практик.
· Продвижение блока ключевых принципов: независимости и самоуправления в общественном контроле, прозрачности и подотчетности органов государственной власти и ОМСУ, обеспечения и эффективной реализации интересов общества.
Продукты работы:
· Создание региональных мониторинговых групп общественного контроля.
· Предложения, рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере общественного контроле в Российской Федерации.
· Кампании и акции общественного контроля, привлечение в актив общественного контроля экспертов и представителей научного сообщества.
· Понятийный набор и методики для обеспечения практик общественного контроля.
· К работе площадки могут присоединиться гражданские активисты, члены субъектов общественного контроля, эксперты, представители научного сообщества.
- Александр Сунгуров, руководитель департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ – СПб, президент СПб центра «Стратегия», д. полит. наук (г. Санкт-Петербург);
- Нодар Хананашвили, вице-президент Национальной Ассоциации благотворительных организаций, канд. юр. наук (г. Москва);
- Рустем Максудов, председатель Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, президент Центра «Судебно-правовая реформа» (г. Москва);
- Юрий Блохин, доцент Южно-Российского института управления РАНХиГС при Президенте РФ, канд. юрид. наук (г. Ростов-на-Дону).
Формат площадки подразумевает регулярное (не реже одного раза в месяц) проведение экспертных и публичных обсуждений, выявление и анализ отечественного и мирового опыта в сфере общественного контроля.
В межфорумный период активная деятельность экспертной площадки проходит в рамках рабочих групп. Чтобы быть в курсе событий и принять участие в текущей работе, нужно вступить в группу в социальной сети Facebook.
Рабочая группа «Гражданин и полиция»»
Координаторы: Семен Симонов (Сочи); Игорь Бакиров (Москва), Леонид Петрашис (Волгодонск); Зарият Акбаева (КЧР); Артур Абашев (Киров); Ирина Глинянова (Волгоград); Евгений Коняев (Самара), Андрей Орел (Москва).
Реализуемая с 2014 г. общероссийская кампания «Гражданин и полиция» является хорошим примером взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества в сфере общественного контроля.
Кампания «Гражданин и полиция» успешно развивается в течение трех лет. Московская Хельсинкская Группа и ее партнеры в регионах, при конструктивной помощи МВД, посетили различные подразделения внутренних дел. В 2014 году кампания прошла в двадцати субъектах России: был осуществлен мониторинг 568 объектов, в 2015 г. кампания проходила в пятнадцати российских регионах: ей было охвачено 465 объектов. В 2016 году кампания прошла в тридцати трёх субъектах РФ, целью мониторинга стали боле 1300 объектов, включая 234 отдела полиции, 11 линейных отделов, 483 участковых уполномоченных полиции, 523 наряда дорожно-патрульной службы, 44 регистрационно-экзаменационных отдела, 12 стационарных постов ГИБДД и т.д. За этими цифрами стоит самоотверженная работа примерно двухсот волонтеров, которым иногда надо было ехать за несколько сотен километров, причем за свой счет. Поскольку одним из основных критериев работы полиции является общественное мнение, то нашими активистами было опрошено более 2 тыс. граждан о работе полиции. О ходе кампании только в 2016 году было сделано около 300 сообщений в прессе, на телевидении и в социальных сетях.
В рамках кампании наблюдались положительные изменения и укрепление конструктивных взаимоотношений между гражданами и полицией.
Во время текущей работы корректируется стратегия и вырабатываются методические рекомендации для развития и популяризации общественного контроля в правоохранительной системе. Также обсуждаются практики взаимодействия с правоохранительными органами и вырабатываются рекомендации для гражданских активистов по улучшению взаимодействия с государственными структурами, на примере работы с системой МВД.
Рабочая группа «Гражданский контроль в судах»
Координатор: Николай Кретов, участник Объединённой группы общественного наблюдения (ОГОН), со-координатор кампании “Суд глазами граждан”, сотрудник Московской Хельсинкской Группы.
Главные цели рабочей группы:
- обмен опытом наблюдения в судах;
- обсуждение возможности для развития и популяризации идеи гражданского контроля за судебной системой;
- поиск актуальных предметов мониторинга в судах.
Группа уделит внимание двум типам наблюдения:
- непосредственному присутствию граждан на значимых судебных процессах;
- кампаниям, посвящённым мониторингу отдельных аспектов работы судов.
Будут представлены модели наблюдения, используемые в рамках деятельности ОГОН и в рамках кампании “Суд глазами граждан”.
Рабочая группа «Общественный контроль в сфере соблюдения правил благоустройства муниципальных образований, питание в школьных столовых»
Координатор: Василий Рыбаков.
В Российской Федерации в каждом муниципальном образовании имеется нормативно-правовой акт, регламентирующий правила благоустройства. В правилах благоустройства прописывается, где и как в городе размещаются необходимые жителям элементы благоустройства. Как правило, власти муниципалитета забывают про свои обязанности, прописанные в правилах благоустройства. Отсутствие указателей на домах, урн для мусора, скамеек - обычная ситуация для многих муниципальных образований.
С целью контроля и побуждения (а где необходимо – и принуждения) муниципальных властей к выполнению требований правил благоустройства муниципального образования гражданские активисты разработали методику, которая была апробирована в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Санкт-Петербурге. В результате в муниципальных образованиях стали появляться указатели улиц, пандусы, ремонтироваться фасады зданий.
В 2016 г. была опробована методика контроля правил благоустройства в г.Екатеринбурге. Предполагается расширение ее использования в муниципальных образованиях различных регионов. Также показала свою эффективность методика общественного контроля за питанием школьных столовых в Свердловской области.
В перспективе группа намерена расширить свою деятельность на всю сферу ЖКХ, а также на сферу образования.
Рабочая группа "Полиция и гендерное насилие"
Координаторы: Марина Пискалова-Паркер (Центр по предотвращению насилия «Анна», Москва), Наталья Голоснова (Екатеринбург).
Концепция рабочей группы включает в себя разработку и проведение мониторинга отделов полиции для выявления уровня защищенности обращающихся за помощью лиц, переживших сексуальное и бытовое насилие.
Как показывает практика, большая часть людей, переживших насилие, не обращается в полицию, в том числе по причине нежелания последних принимать заявления об этих преступлениях. Мы провели анкетирование и мониторинг отделов полиции и участковых в Свердловской области и выявили ряд проблем, которые необходимо решать в первую очередь. Рабочая группа на основе собственного опыта и опыта зарубежных коллег занимается разработкой методики мониторинга отделов полиции и общих рекомендаций для отделов полиции в целях более качественной защиты лиц, столкнувшихся с гендерным насилием.
В ходе нашего пилотного мониторинга подразделений МВД в 2016 г. было отмечено появление информационных материалов о том, куда можно обратиться по данной проблеме в отделах полиции Екатеринбурга, Москвы и Сочи. В связи с этим предлагается проанализировать и способствовать более широкому распространению этой практики на уровне отделов полиции путём размещения в общедоступных местах (рекомендации переданы министру внутренних дел):
1. Информационные стенды с указанием адресов, телефонов: ближайших кризисных центров для помощи пострадавшим от домашнего насилия; травмпунктов; общественных организаций в регионе, осуществляющих помощь; пунктов бесплатной юридической и психологической помощи - общероссийских телефонов доверия, и о приложении для мобильных телефонов Насилию.нет.
2. Информационные материалы для пострадавших: образцы заявлений, листовки о том, как обеспечить безопасность и получить помощь пострадавшим от домашнего насилия.
Также предлагается провести обучение личного состава по работе с обращающимися с заявлениями гражданами, пострадавшими от насилия в семье (повышение лояльности, разъяснение прав, быстрое реагирование на заявление, эффективная помощь и т.д.).
Рабочая группа «Гражданский контроль за здравоохранением»
Координаторы:
Ирина Халай председатель региональной общественной организации содействия защите прав пострадавших от теракта "Волга-Дон", председатель комиссии по вопросам здравоохранения Общественной палаты г. Волгодонска, секретарь Общественного совета по вопросам здравоохранения г. Волгодонска;
Любовь Прямоносова, председатель Региональной общественной организации общественного контроля «За права человека» по Курганской области, член общественного совета при департаменте здравоохранения г. Кургана.
В ходе проведения пилотного мониторинга в 2015-2016 гг. было выявлен ряд сложностей в деятельности учреждений здравоохранения, которые мешают их эффективной работе. В результате анализа проведенного мониторинга выявилась повышенная нагрузка (в том числе документарная) на врачей, низкая мотивация всего медицинского персонала к работе, проблемы с привлечением узких специалистов для работы в детские лечебные учреждения, большое количество материально-технических проблем (слабое обеспечение оргтехникой и канц. товарами, системами кондиционирования), отсутствие системы распространения информации об услугах, в т.ч. популяризации сайтов поликлиник, трудность с записью на прием врача через сайт и портал госуслуг и дефицит процедур разъяснения работы этих инструментов для определённых групп населения (прежде всего – представителей старших возрастных категорий), необходимость ремонта и обновление оснащения большинства поликлиник и больниц города Волгодонска и больницы ст. Романовской Волгодонского района Ростовской области, низкие тарифные ставки для врачей и медсестер, низкий уровень знаний граждан о своих правах и низкая активность граждан в отстаивании этих прав.
Группа осуществляет разработку методик контроля за разными типами медицинских учреждений. Есть апробированные в Ростовской области методики. Анализ этих практик и их описание позволит сформировать модели работы по общественному контролю в сфере здравоохранения на муниципальном уровне.
Рабочая группа по общественному контролю в сфере образования в стадии формирования.
Вадим Евгеньевич Карастелев, координатор общероссийской кампании «Гражданин и полиция», сотрудник Московской Хельсинкской Группы, канд. полит. наук (Москва), e-mail: vprutin@gmail.com
Рыбаков Василий Николаевич, член Общественной наблюдательной комиссии по Свердловской области, e-mail: rvn80@inbox.ru