Александр Вилейкис, координатор площадки «Право на образование», принял участие в мероприятии Общественной палаты Российской Федерации

Александр Вилейкис, координатор площадки «Право на образование», принял участие в мероприятии Общественной палаты Российской Федерации

Александр Вилейкис, координатор площадки «Право на образование», принял участие в мероприятии Общественной палаты Российской Федерации:

«В ОП РФ поднимается важный вопрос - как изменить подход к поступлению абитуриентов в вузы через школьные олимпиады. В текущей ситуации, олимпиады носят исключительно предметный характер, то есть соответствуют преподаваемым дисциплинам. Таким образом, не представлены междисциплинарные области, как, например, биоинформатика, так и науки, исключенные из школьной программы - социология, политология, философия (есть, конечно, олимпиада по обществознанию, но она имеет слабое отношение к состоянию современных исследований).

Со стороны школы «Сириус» предлагается решение в форме олимпиады НТИ, которая представляет собой проектную работу в областях, связанных с современными технологиями. Аналог разработки бизнес-проектов со стороны студентов. С одной стороны, она действительно позволяет обойти проблемы, связанные с исключительно дисциплинарным характером олимпиад сегодня.

Впрочем, есть несколько кризисов, которые не решаются подобным образом.

✔ Социо-гуманитарный блок дисциплин. Данные направления плохо отражены в предметных олимпиадах, так как их формат не имеет ничего общего с реальной наукой, которой абитуриентам предстоит заниматься в университетах, поэтому вузы вынуждены на первых двух курсах переучивать студентов. Олимпиада НТИ никак не охватывает данный спектр направлений подготовки, который является едва ли не большинством для абитуриентов в целом. Поэтому данная проблема требует нового решения.

✔ Вторая сложность, связанная с олимпиадной системой - неравенство, возникающие по итогам поступления олимпиадников и обычных абитуриентов в вузы. Так как первые изначально находятся в лучших условиях, которые они приобретают зачастую исходя из географического и социального положения (доступности курсов подготовки), а не таланта и способностей. В то же время студенты, которые прошли через олимпиаду, воспринимаются преподавателями намного лучше (зачастую именно они и готовили их к ней) и поэтому для них обучение открывает большие возможности, чем для остальных. Это верно для факультетов математики, биологии, химии, физики.

Олимпиада НТИ - хорошая инициатива потому, что делает рынок олимпиад диверсифицированным, а это хорошо по умолчанию. В то же время, существует две острые проблемы, на которые следует обратить внимание при совершенствовании законодательства».

#доступкобразованию

Вернуться назад