Артём Козлюк «Роскомсвобода» о московской программе электронной слежки: "Власти ставят социальный эксперимент с весьма неясными последствиями"

Артём Козлюк «Роскомсвобода» о московской программе электронной слежки: "Власти ставят социальный эксперимент с весьма неясными последствиями"

Опубликованные документы о планах внедрения электронной системы ограничения и контроля за перемещениями граждан, вызвали резко отрицательную реакцию у юристов, правозащитников и специалистов по IT.
Специально для ОГФ о сути этих возражений рассказал руководитель общественной организации «Роскомсвобода» Артём Козлюк:

 —  «Планы московских властей незаконны. Это не только мое мнение. Это мнение экспертов, юристов и правозащитников — меры и механизмы, предусмотренные проектом вне введенного в действие режима чрезвычайного положения, неконституционны. Столичные власти не имеют никаких законных прав вводить их вне объявленного федеральными властями режима ЧС.
Основную опасность ситуации мы видим в том, что уже сейчас правительства разных стран внедряют технологические методы контроля за гражданами, контроля за их жизнью в Сети, за коммуникациями. Уже сейчас элементы системы видеонаблюдения в транспорте и системы распознавания лиц работают во многих странах, включая Россию. Условия пандемии играют на руку тем властям, которые хотят вывести слежку за населением на новый уровень.

По информации, что сейчас просачивается, всё, что планируют московские власти, хуже чем в Китае.
И, по мнению экспертов, уровень проработки документов позволяет говорить, что все эти меры готовились задолго и без связи с эпидемией коронавируса. Аналогия готовящегося в России с китайской практикой контроля населения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, очевидна. И более того, московская система с QR-кодами даст фору китайской практике контроля уйгурского меньшинства. То, что планируется в Москве по своим масштабам беспрецедентно.
Хотя, конечно, не факт, что все что есть в планах будет введено. Но, вполне вероятно, что, как в Казахстане, зараженных и больных обяжут устанавливать ПО, которое позволяет отслеживать их перемещение.

1.jpg
Говоря о декларируемом «временном» характере этих мер, мне кажется, что они не только не будут свернуты, но и наоборот — будут расширены. Появится еще больше камер, будут работать системы распознавания лиц, отслеживания по сотовым сетям. Будет больше риска нашим правам и свободам, например, в виде требований внедрить в смартфоны граждан обязательное к установке ПО. Даже при том, что РПЦ и ряд других конфессий выступали против различных аспектов цифровизации, например — QR- и штрих-кодов, «чипизации», я не думаю что стоит ожидать активных всплесков протестных настроений в общественном пространстве. Отчасти по причине того, что мер воздействия на власть у общественности не осталось и на протесты никто выходить не будет. Призывы к личному противодействию звучат уже и сейчас, но в условиях введения гигантских штрафов (которые будут взиматься даже не смотря на их неконституционность вне режима ЧС), люди будут бояться нарушать, да и не слышал я, чтобы кто то из высоких чинов конфессий высказывался по этому вопросу.

Будет ли система распространена на другие регионы страны? Не уверен. Все-таки, Москва это особый статус и огромный бюджет, не думаю, что в регионах есть для этого средства.

2.jpg
Если же говорить о мировой практике, то Россия тут не уникальна. В Европе и Азии под шумок пандемии правительства вводят меры, которые ограничивают права граждан, используют разнообразный арсенал технических средств — от программ в смартфонах до дронов. В ходе контроля и слежки государство и привлекаемые им коммерческие подрядчики, уже сегодня накапливают огромные массивы персональных данных. И мы хорошо помним ситуации, когда эта чувствительная персонализированная информация оказывалась в несанкционированном доступе. «Пакет Яровой» усилил эти риски, а вводимая система увеличит их на порядок, одновременно увеличив угрозу нашим гражданским правам.

Даже если система будет введена на законных основаниях, существуют очень большие риски, что по окончании действия режима ЧС она продолжит свою работу. Проверить, что работает, а что нет  — невозможно. Риски, что меры, о которых мы узнали, останутся, очень высоки, и именно этого опасаются правозащитники и специалисты IT-сообщества.

3.jpg
Чтобы отслеживать как вводятся, работают и прекращают ли свое действие после эпидемии меры электронной слежки, мы в «Роскомсвобода» начинаем проект по мониторингу ситуации со слежкой за гражданами и их коммуникациями. Мы будем следить за тем, какие системы введены, какие работают, какие прекратили действовать.

Возвращаясь к планам московских властей, не могу охарактеризовать их как Кафку и Оруэлла, умноженных на не имеющую аналогов антиутопию. Власти должны понимать, что вводя такие мерыони фактически ставят недокументированный социальный эксперимент с весьма неясными последствиями. Мне кажется, что общественное негодование может быть поводом для пересмотра предложенных методов по отслеживанию перемещения граждан».

2-4.jpeg

Вернуться назад