Член КГИ Евгений Гонтмахер: НКО не должны опасаться получать господдержку

Член КГИ Евгений Гонтмахер: НКО не должны опасаться получать господдержку

В Москве 23 ноября пройдет Общероссийский гражданский форум, одним из инициаторов проведения которого выступил основатель Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексей Кудрин. К работе Форума приглашены представители некоммерческих организаций (НКО), неформальных сообществ, гражданские активисты. О том, по каким критериям отбирали участников мероприятия, как гражданское общество может принять участие в развитии страны, а также почему НКО не должны бояться господдержки, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Марии Глебовой рассказал член КГИ Евгений Гонтмахер.

— Евгений Шлемович, почему вы решили войти в состав оргкомитета Общероссийского гражданского форума?

— Причин несколько. Первая — у меня есть такой опыт работы, я входил в оргкомитеты всех гражданских форумов еще с начала 2000-х, когда их проводили и в Москве, и Нижнем Новгороде, и в Казани. Вторая — инициатором этого форума является глава Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексей Кудрин, с которым мы довольно плотно работаем в КГИ, и мне показалось, что я не могу остаться в стороне. Есть и содержательная причина — сейчас я вижу, что власть, как мне кажется, не справляется с постановкой и решением проблем развития страны. Поэтому просто невозможно обойтись без привлечения людей, которые не работают на власть, являются самостоятельными и независимыми и при этом объединяются.

— Что вы ждете от работы Форума?

— Форум пройдет по современной технологии. У нас несколько больших тем: власть, жизнь (социалка), экономика и общество. Внутри каждой из этих тем будет несколько так называемых малых кругов, то есть компактных дискуссий. Мы заранее отбираем участников, обращаясь к ним с просьбой определить круг вопросов, по которым они могут применить свои знания. Когда участник приедет и зарегистрируется, у него прямо на бейдже будет написано, что он не просто участник Форума, а участник конкретного малого круга. Но откроется Форум панельной дискуссией. Мы категорически не хотим, чтобы на трибуну выходили какие-то люди с длинными речами, а в зале в этот момент спали. Модератором панельной дискуссии будет журналист и правозащитник Ирина Ясина, так что будут острые вопросы, обсуждение, будет интересно. После этой дискуссии участники Форума и разойдутся на "малые круги", которых будет более 20. В течение полутора-двух часов они обсудят предложенные модератором тезисы, разовьют их или отвергнут и предложат новые. Ни у кого из участников не будет возможности гулять где-то или в баре пить кофе, они будут напряженно работать. Мы хотим, чтобы каждый приложил свои мозги. По результатам работы каждого "малого круга" должны будут определиться 3-5 тезисов к повестке дня для России, которые огласят на заключительном пленарном заседании. А вот на нем никакого обсуждения не будет, Гражданский форум продолжит работать в виртуальном режиме, в сети с использованием метода, который называется краудсорсинг (crowd-sourcing). Через месяц, два или три позиция той части гражданского общества, которая собралась в Москве 23 ноября, по важнейшим вопросам развития страны, я надеюсь, найдет отражение в развернутом документе.

— Не боитесь, что Форум станет "проходным" мероприятием, которое не заметят?

— Конечно, риски существуют, но мне кажется, что они небольшие. Мы очень детально и подробно отбираем участников. Практически все уже отобраны — это около тысячи человек и, на мой взгляд, это достойные люди. Они не просто общественники, которые думают о работе лишь в своей области, они мыслят шире. Мы хотим, чтобы они подумали о системных вопросах, поставив себя на место тех, кто принимает решения. И если среди этой тысячи таких будет большинство, то это будет интересно. Лозунгов никаких никто кричать не будет. Это будет кропотливая работа и, может быть, пока не очень заметная. Но мы надеемся, что проделанная работа даст ростки через какое-то время, может быть, уже в следующем году. Наша цель – сформировать сообщество активных граждан, с мнением которых власть должна будет считаться.

— Документ, который будет составлен по итогам работы Форума, будет опубликован где-то или же будет направлен представителям власти?

— Я лично считаю, что это не должно быть обращение ни к президенту, ни к правительству, это обращение к граду и миру. Это предложения с обоснованиями, касающиеся корневых вопросов развития России. КГИ стоит на позиции, что нужен новый общественный договор. Многие думают, что это какая-то бумага, под которой все ставят подписи, а на самом деле речь идет о том, что за страну отвечает не только попавший во власть узкий круг лиц, а большие общественные группы, которые с властью дискутируют, а если есть взаимное понимание, то и сотрудничают на равноправной основе. Это должен быть некий баланс, которого сейчас нет. То сообщество, которое мы хотим сформировать, это и есть партнер для власти. А документ, сформированный участниками Гражданского Форума, — это переговорная позиция этого сообщества.

— Как думаете, после Форума число желающих участвовать в разработке решений по тем или иным вопросам в помощь властям увеличится?

— Конечно, увеличится, мы на это рассчитываем. Причем здесь уместно не слово "помощь", а "партнерство". Но сейчас мы видим инерцию застарелых представлений прежде всего о самом обществе. Когда мы летом объявили о Форуме, у многих НКО первой реакцией было, что это очередной кремлевский проект, потом была реакция, что все равно ничего не получится, поскольку от общества ничего не зависит. Мы надеемся, что это неверие в собственные силы и возможности рассеется, и люди увидят, что это не пустое, не проходное мероприятие, не для галочки, не в интересах каких-то определенных фигур. Если всё пойдет по оптимистическому сценарию, то после напряженной работы в виртуальном режиме мы через год снова соберемся в очном варианте. Надеемся, люди поймут, что в нашем замысле есть смысл.

— А как вы относитесь к государственному финансированию НКО? Это польза или вред? Остаются ли они независимыми, получая денежную поддержку от государства?

— Я считаю, что ничего страшного в этом, в принципе, нет. Но есть разные точки зрения, например, есть мнение, что если ты взял деньги у государства, то ты сдался и идешь на поводу. Но вопрос ведь в том, на каких условиях оказывается поддержка. НКО пишет заявку для получения гранта, указывает, для чего нужны эти деньги, чем организация занимается. И если организация получает деньги, то значит ее не просят что-то делать против заявленного. В целом я считаю, что этот институт должен существовать. Другое дело, что у нас деятельность НКО мало финансируется. Я считаю, что эта деятельность на 80% должна осуществляться за счет пожертвований физических или юридических лиц, на 10% — за счет иностранного финансирования и еще на 10% — за счет госфинансирования. Пока такого нет, и сейчас НКО в основном надеются на добрую волю богатых людей в своих регионах.

— Возможно ли внедрение стандартов прозрачности для НКО? Например, через создание саморегулирующих организаций?

— Сейчас государственная отчетность жестко регулирует деятельность НКО. Уже сейчас каждая такая организация регулярно сдает отчетность, предоставляет полную информацию о доходах и расходах. Поэтому мне кажется, что идея загнать НКО в саморегулируемые организации — это непонимание того, что из себя представляют саморегулируемые организации. НКО могут объединяться, но только на сугубо добровольной основе. И такие примеры, кстати, в России уже есть.

Источник: РИА Новости

Вернуться назад