Еда малоимущим, льготы для благотворителей и другие поручения премьера РФ

Еда малоимущим, льготы для благотворителей и другие поручения премьера РФ

По итогам конференции «Государство и благотворители: вместе к общей цели», которая прошла 8 июня в Москве, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал пакет поручений профильным министерствам и ведомствам. О том, как скажется реализация этих поручений на деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, рассказывают представители некоммерческого сектора, эксперты и специалисты министерств.

13_0.png
Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации, эксперт ОГФ:

«В этом документе не так много поручений, но все они достаточно содержательные и направлены на разные категории НКО. В частности, пункт поручения по взносам - это очень чувствительная тема, потому что это деньги. В 2018 году действие льготы по страховым взносам для определенных категорий организаций должно было бы завершиться, но сейчас есть надежда, что те, кто ею пользовался, сохранят эту возможность. А это - значительные средства, которые организации смогут использовать на развитие своей деятельности.

Другое поручение – по продуктам передаваемым на благотворительность, торговыми сетямиИзменения коснутся, прежде всего, не НКО, а многих людей, пользующихся помощью благотворительных организаций, которые работают с торговыми сетями – забирают у них остатки продуктов и отдают их малоимущим. Если предлагаемые в законодательство изменения будут приняты, можно  рассчитывать, что и некоммерческим организациям будет проще работать, и они смогут больше продуктов отдавать нуждающимся.

Электронная регистрация, о которой идет речь в поручениях, тоже была бы очень удобна многим некоммерческим организациям, особенно тем, которые расположены в отдаленных территориях. Мы очень много слышим, что трудно зарегистрироваться, потому что до ближайшего отделения Минюста, где это можно сделать, буквально на оленях не доедешь. Думаю, возможность электронной регистрации будет содействовать появлению большего числа НКО.

Все больше НКО пользуются возможностями краудфандинга. А законодательно этот вопрос не урегулирован. Он очень тонкий, и в нем важно разобраться вместе с юристами и представителями НКО. Нужно внимательно все изучить и попытаться урегулировать то, что нуждается в регулировании, и главное – ничего не перерегулировать, как мы любим делать. Об этом и председатель правительства предупреждал на конференции.

Очень большое количество благотворительных фондов сталкиваются с мошенничеством, и если соответствующие поручения  помогут принятию закона, препятствующего действиям мошенников, это сильно облегчит ситуацию При этом текст такого законопроекта уже разработан. Важно также провести более активные консультации с представителями силовых ведомств. Они  пока не очень деятельно включаются в эту работу, потому что, по их мнению,  проблема не такая уж серьезная – объем средств, о котором идет речь, по их масштабам не велик.

Наконец, важно сделать более прозрачными и понятными условия размещения социальной рекламы. И соответствующее поручение также есть в этом документе.

Как видите, все эти поручения целесообразны и полезны. И если они будут выполнены, то принесут серьезную пользу сообществу. Залог успеха в том, чтобы судьба этих поручений решалась не только в кабинетах чиовниками, а с участием самих НКО. И я знаю, что сейчас все эти вопросы уже прорабатываются  совместно с представителями сектора».

polikarpov.jpg
Дмитрий Поликановпрезидент благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», председатель совета Форума Доноров, эксперт ОГФ:

«Это один из немногих опытов, когда конференция заканчивается не просто заявлениями или резолюциями, а заканчивается конкретными поручениями главы правительства.  Мне кажется, это очень важный вклад в наше общее дело.

Мы подняли целый пласт вопросов, который касается каждодневной работы некоммерческих организаций и, в частности, благотворительных фондов. Для нас важным является пункт поручения, который  касается нематериальных ресурсов, прежде всего, оказание продовольственной помощи нуждающимся. В поручениях есть задача министерствам сделать так, чтобы те продукты, которые люди еще могут использовать, не утилизировались, не выбрасывались на помойки торговыми сетями, а доходили до тех, кто в них нуждается. Для этого нужно немного поменять систему налогообложения. Это важно. Это будет реальный шаг в сторону борьбы с бедностью и помощи тем людям, которые находятся в очень сложной жизненной ситуации. Второй момент очень важный для всего благотворительного сообщества – это наша просьба о продлении льготы по страховым взносам для благотворительных организаций. В 2018 году эта льгота заканчивалась, и для многих это  означало увеличение финансовой нагрузки.

Хочется, чтобы такие встречи с председателем правительства, а также со специалистами на уровне министерств, стали регулярными. Теме НКО сегодня уделяется большое внимание. Но благотворительный сектор, как отдельное направление в рамках НКО, ведомства не всегда видят на радарах. А там есть своя специфика, и эту специфику тоже было бы хорошо обсуждать в диалоге с ведомствами».

05.jpg
Артем Шадрин, директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ:

«Пункт поручения о разработке новой редакции Концепции развития благотворительной деятельности показывает, что на современном этапе нужно актуализировать приоритеты господдержки благотворительной деятельности, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Это касается и информационной поддержки, и  нормативно-правового регулирования, возможно, и налогового регулирования. Думаю, что это очень правильный шаг, потому что действующая редакция концепции благотворительной деятельности принята еще в 2009 году. Сейчас в соответствии с поручениями мы фактически завершили согласование концепции добровольчества как очень важного апгрейда ранее действующей концепции. Следующий шаг – актуализировать концепцию в части благотворительной деятельности.  Мы рассчитываем, что она станет одним из рычагов повышения доверия к благотворительным организациям, престижа благотворительной деятельности. Задачи, которые должна сформулировать концепция, ориентированы на достаточно продолжительное время. Отчасти это даже некое изменение в культуре, и эта задача, конечно, должна решаться государством и благотворительными организациями совместно».

yl07kS-FV1A.jpg
Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ:

«Эти поручения в жизни социально ориентированных организаций значат очень много. Для того чтобы они появились, мы проделали большой путь – этому  предшествовала работа в течение двух с половиной лет.

Впервые вопрос о продлении специальных тарифов для страховых взносов для благотворительных организаций НКО был поставлен еще в 2016 году. Но тогда он не был никем услышан.

О том, что нужно дорабатывать и актуализировать концепцию о содействии развитию благотворительной деятельностью и добровольчества в РФ также говорили еще в 2016 году. Вопрос о модернизации концепции - это очень назревший вопрос. И дело даже не в том, чтобы ее актуализировать, а в том, чтобы разработать новый план мероприятий на ближайшие 2-3 года, который я надеюсь, также будет реализован, как и предыдущий, и приведет к качественному развитию сферы благотворительности. Для государства она сейчас находится в тени по сравнению с волонтерством, но ее надо выводить из этой тени. Это не правильно. Благотворительность – это важнейший ресурс решения проблем социальной сферы в нашей стране, его нельзя недооценивать. Было бы полезно, если бы государство уделяло внимания денежной филантропии не меньше, чем волонтерству, которое тоже по сути является благотворительностью, но люди жертвуют не деньги, а время.

Еще одно важное поручение касается краудфандинга. Сейчас эти платформы регулируются для использования их коммерческими организациями. И никак не прописан порядок использования этих платформ для сбора средств на благотворительные цели. Получается, что к так называем пожертвованиям отношение такое же, как к сбору средств на коммерческие проекты. Я говорю: «так называемым» пожертвованиям, потому что сегодня в соответствии с законодательством то, что называется пожертвованием, фактически этим не является, в ситуации, когда средства собираются через  краудфандинг.

Есть пункт поручения про аудит финансово-хозяйственной деятельности. Здесь речь идет о выживании небольших благотворительных организаций. У нас в стране больше 9 тысяч благотворительных фондов и большинство из них - маленькие. И важно найти баланс между тем как их проверять, с какой частотой, и какие издержки они в связи с этим несут. Аудиторские фирмы очень рады, когда к ним приходят благотворительные организации, потому что их тарифы в этом случае ничуть не меньше, чем при проверке коммерческой организации. Они знают, что благотворительные организации к ним все равно придут – им деваться некуда. А раз они все равно придут, деньги можно просить любые.

В этом документе нет ни одного лишнего поручения, все вопросы назревшие и уже перезревшие. Я знаю, что сейчас ведется активная работа по их выполнению, и мы (ВШЭ)  помогаем в этом ведомствам».

Вернуться назад