Эксперт ОГФ Дмитрий Янин о регулировании агрегаторов: нужно ли это потребителю?
В середине июня этого года депутаты Госдумы приняли в первом чтении правительственный законопроект, вносящий изменения в Закон «О защите прав потребителей» в части регулирования деятельности агрегаторов товаров и услуг. Принятие поправок в нынешнем виде ставит под угрозу развитие цифровой экономики, электронной коммерции (в первую очередь трансграничной), экономики участия (sharing economy).
Если говорить об электронной коммерции, то сейчас закон дает покупателям онлайн магазинов даже больше защиты, чем покупателям традиционных магазинов. В начале 2000-х годов принятие поправок о дистанционном способе продажи товаров было инициировано антимонопольным ведомством и Международной конфедерацией обществ потребителей. Новые требования закона по дистанционным продажам к бизнесу были выполнимыми и разумными; потребителям дали гарантии, что они получат достоверную информацию о товаре и способах доставки и смогут вернуть его без объяснения причин. В отличие от обычного магазина, покупатель, заключающий сделку дистанционно, может в течение 7 дней без объяснения причин вернуть товар продавцу. Более длительный срок на возврат товара дается покупателю в Евросоюзе — там «период охлаждения» составляет 14 дней, однако не распространяется на некоторые группы товаров. В этих условиях у потребителей появилось доверие к онлайн магазинам. В дальнейшем гарантами того, что перечисленные потребителем деньги за какой-то товар не попадут в руки мошенникам, стали сервисы, предоставляющие информацию от нескольких продавцов. По такой схеме защиты покупателя работают Amazon, Alibaba, Яндекс и др.
Сектор онлайн-торговли значительно вырос за последние годы, и многие из нас почти полностью переключились на новый тип совершения покупок и заказа услуг. По данным Почты России – ключевого участника в цепочке между онлайн продавцом и потребителем – с 2013 по 2016 год число посылок с товарными отправлениями выросло в 2,7 раза, достигнув в годовом исчислении сотен миллионов штук. Увеличение потоков международных и внутренних отправлений стимулировало улучшение качества посылочного сервиса Почты, и наоборот. Совокупно с учетом онлайн-сервисов по оказанию услуг (такси, бронирование билетов и гостиниц, туров и др.) ежегодный объем заказов потребителей в 2016 году в России превысил 1 миллиард сделок.
Какие изменения предлагает правительство? В первую очередь, законодательное определение «агрегатора»: это организация либо ИП, действующая в интернете, дающая возможность потребителю одновременно ознакомиться с информацией о товаре (услуге), который реализует (предоставляет) продавец; заключить с продавцом договор купли-продажи; предварительно оплатить товар (услугу). Под него могут попасть российские и международные торговые платформы; платформы репетиторов, мастеров по ремонту; сервисы бронирования отелей; агрегаторы такси и другие платформы, без которых сейчас сложно представить жизнь современного человека.
Идея авторов законопроекта о большем раскрытии информации о продавце концептуально отражает интересы потребителей, но ее воплощение в тексте положений документа несет в себе серьезные риски. Законопроектом устанавливается требование о предоставлении агрегатором «подтверждения полномочий действовать в интересах изготовителя (продавца)», что является чрезмерным, а для международных агрегаторов раскрытие данных о «государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя» является трудновыполнимым.
Законопроектом на агрегаторов возлагается ответственность за последствия неисполнения обязательств продавцами, являющимися непосредственными участниками правовых отношений с потребителями. При этом абсолютно не учитывается роль агрегатора в сделке между продавцом и покупателем, который по основаниям и размеру ответственности перед потребителем ставится в худшее положение по отношению к самому продавцу. Если за нарушение этих требований государство сможет блокировать сайты агрегаторов, вероятно, что они просто решат покинуть российский рынок, и наш выбор станет более ограниченным. Видимо, это одна из целей законопроекта — создать условия, при которых любой участник рынка может быть заблокирован из-за неполного комплекта документов от каждого продавца или исполнителя услуги. Кроме того, закон создает риски для развития новых видов платформ, созданных, например, по принципу sharing economy.
Принятие строгих мер регулирования было бы оправданным, если бы обман клиентов агрегаторов был массовым явлением, но этого нет в природе. Потребители, столкнувшихся с проблемами плохой работы исполнителей услуг или не получившие товар в оговоренный срок, чаще всего решают вопросы, обращаясь к специалистам системы контроля качества и защиты покупателей самих агрегаторов. Статистика обращений к регулятору с жалобами на агрегаторов, чью деятельность правительство решило упорядочить, не приводится даже в пояснительной записке к законопроекту.
Надо отметить, что электронные площадки для торговли и предоставления услуг находятся и в фокусе европейских регуляторов. Но для них приоритетные области – это защита персональных данных клиентов, защита конкуренции, безопасность электронных платежей, прозрачность алгоритмов выдачи информации в процессе поиска.
Направление значительных усилий в работу над законом, регулирующим область относительно низкого потребительского риска, сложно назвать разумным. Сегодня мы сталкиваемся с намного более серьезными проблемами, требующими смелых нормативных решений: массовостью токсичных финансовых продуктов, недоступностью качественных базовых продуктов питания, качественных лекарств — при этом правительство данные проблемы потребителей не замечает и не выносит свои предложения к законодателям.
Автор - председатель правления Союза общественных объединений «Международная конфедерация обществ потребителей» (КонфОП), координатор рабочей группы ОГФ «Права потребителей»