Эксперт ОГФ Михаил Новиков о создание услуги «сопровождаемой занятости» для инвалидов
Министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил о планах по внедрению услуги «сопровождаемой занятости» для инвалидов. Соответствующий законопроект практически готов и в ближайшее время будет внесен в Госдуму, сообщил министр на заседании правительства 9 марта 2017 года.
«Для инвалида необходима проработка маршрута как до места работы, так и на территории работодателя; нужны в отдельных случаях (далеко не во всех) мероприятия по оснащению специализированного рабочего места; рабочий график, распорядок работы может быть особенным, и освоение трудовых функций, помощь в нахождении на работе тоже может потребоваться,» - отметил г-н Топилин. Министр также отметил, что к реализации мер по организации сопровождаемого трудоустройства инвалидов будут привлечены некоммерческие организации.
Инициативу комментирует Михаил Новиков, руководитель Отдела по трудоустройству людей с инвалидностью РООИ «Перспектива», эксперт ОГФ:
Ситуация с трудоустройством людей с инвалидностью на сегодняшний день достаточно сложная: большая часть таких людей до сих пор не имеет постоянной работы. Определённые успехи есть, но если что-то меняется, то не кардинальным образом.
Если говорить об инициативе Минтруда, то мы давно высказываемся на эту тему. Сопровождение в процессе трудоустройства – это необходимый инструмент, который позволит каким-то образом решать существующие проблемы. И мы рады, что в Министерстве сейчас об этом говорят, и сейчас разрабатывается специальный закон. Но проблема в том, что у многих представителей власти очень расплывчатое понимание о том, что такое сопровождение при трудоустройстве. Часто говорят, что сопровождение – это проработать маршрут передвижения человека с инвалидностью к месту работы, создание специализированных рабочих мест, особенности графика работы. Но это всего лишь элементы решения проблемы и не самые основные. Должны быть, прежде всего, те специалисты, которые подготовят человека с инвалидностью к процессу трудоустройства, помогут ему подобрать подходящее место работы, если необходимо – обеспечат его обучение непосредственно на рабочем месте. Хотелось бы, чтобы особый акцент был сделан именно на этих элементах сопровождения, без которых система не заработает.
На что еще обратить внимание: мне нравится, что сейчас много говорится о необходимости привлечения к решению социальных задач некоммерческих организаций. Я считаю, что это очень правильный подход. Потому что, например, те же элементы сопровождения со стороны государственной службы занятости будет очень сложно реализовать. Но, кроме этого, важный момент – повышение конкурентоспособности людей с инвалидностью на рынке труда. Должны быть очень серьёзные программы их профессиональной подготовки и социальной адаптации. Сейчас очень маленький процент людей с инвалидностью реально готовы к трудоустройству на открытом рынке труда. И нужно этот процент повышать с помощью образовательных, тренинговых, просветительских, мотивирующих программ. Без всего этого сопровождать и трудоустраивать будет просто некого. Второй момент – это серьёзная работа и взаимодействие с работодателями. Причём вопрос стоит не столько об их мотивировании деньгами (платить за создание рабочих мест или давать какие-то льготы), сколько о просвещении. Работодатель, в любом случае, - не специалист в вопросах инвалидности и может не иметь информации о том, как создать рабочее место, как адаптировать сотрудника с инвалидностью на рабочем месте, кто бы мог провести работу с персоналом без инвалидности для того, чтобы они правильно восприняли приход коллег с инвалидностью, чтобы знали основные правила этикета в общении с людьми с инвалидностью… Без всего этого результатов достичь будет трудно.