«Если люди не доверяют системе здравоохранения, они пойдут покупать змеиный жир». На площадке КГИ обсудили фейковую медицину и защиту прав пациентов
12 июля на площадке Комитета гражданских инициатив состоялся круглый стол «Фейковая медицина. Как защитить права пациентов», организованный Общероссийским гражданским форумом и Ассоциацией юристов России.
На дискуссионной площадке встретились представители врачебного и научного сообщества, Роспотребнадзора, правозащитных и общественных организаций, адвокаты, юристы.
Инициатором и модератором мероприятия выступила Ирина Фаст — адвокат, руководитель Комиссии по определению размеров компенсации морального вреда Ассоциации юристов России. Открывая круглый стол, она подчеркнула, что однозначной статистики по фейковым медицинским услугам нет, однако эксперты говорят о десятках тысяч подстрадавших от мошеннических псевдомедицинских схем.
В последние годы государство очень активно работает над выявлением врачебных ошибок, считает Ирина Фаст. Но, по ее оценкам, ущерб обществу и людям от врачебных ошибок несоизмеримо меньше, чем ущерб от нечестности и откровенной преступности в сфере «медицинских» услуг. «Когда граждане становятся жертвами мошенников в других сферах деятельности, они теряют только материальные ценности, тогда как в медицине последствия могут быть значительно серьезнее, потому что речь идет о здоровье, а иногда и жизни человека. Ситуация с лжемедициной не только причиняет ущерб простым людям, но и бросает тень на все медицинское сообщество, вызывая недоверие и агрессию в отношении врачей, имеющих квалификацию, опыт и соблюдающих все профессиональные и этические правила», — говорит Ирина Фаст.
Под формами фейковой медицины инициаторы круглого стола понимают учреждения, оказывающие якобы медицинские услуги при помощи специалистов без медицинского образования; учреждения, использующие методики агрессивного маркетинга для продажи ненужных и неэффективных услуг в кредит; продажу БАДов и «инновационных» методик под видом средств от неизлечимых заболеваний.
Руководитель общества специалистов доказательной медицины Василий Власов отметил, что стать жертвой обмана может любой человек, независимо от уровня образования и социальной адаптированности: «Люди, которые нуждаются в медицинской помощи, находятся в уязвимом состоянии. Возлагать на них обязанности компетентного покупателя услуг невозможно. Именно поэтому нужна качественная система национального здравоохранения, доступной медицинской помощи».
Чтобы раскрыть одну из причин обострения проблемы фейковой медицины, Василий Власов начал свой доклад с проблем, существующих в системе государственной медицины. Он отметил, что главный компонент медицинской помощи — это правильные вмешательства. По его словам, оценивать качество медицинской помощи можно только с точки зрения корректности действий врача. Под корректными действиями при этом понимается применение методик и препаратов, эффективность которых доказана клиническими испытаниями. Между тем, сомнения зачастую вызывает качество самой экспертизы таких методик и лекарств.
Василий Власов о том, как система здравоохранения подрывает доверие людей к врачам
Еще один пример, отражающий состояние «законной» медицины: массовые заболевания кишечной инфекцией в 2018 году в Москве. По словам Василия Власова, ситуация ужасает тем, что медицинские учреждения и Роспотребнадзор оказались неспособны провести объективный анализ и своевременно признать факт массовой заболеваемости. «Такого рода действия самой системы здравоохранения значительно вреднее, чем действия продавцов «змеиного жира». Это является главной причиной отсутствия доверия системе здравоохранения. А если люди не верят системе здравоохранения, они пойдут покупать «змеиный жир», они не будут выполнять рекомендации врача и будут со смехом относиться к призывам пройти диспансеризацию. Отсутствие доверия — это самое страшное, что может произойти с системой медицинской помощи».
Важнейшим аспектом проблемы отсутствия доверия к медицине Василий Власов назвал то, что врачи не осознают себя как профессиональную группу, не способны выражать коллективное мнение, вследствие чего в России не сформированы критерии врачебного профессионализма, экспертиза, требовательность.
Юридическую сторону проблемы раскрыл адвокат НКА «Фемида» Дмитрий Мороз, который принимал участие в защите по делу, связанному с одним из псевдомедицинских центров. Он остановился на проблеме определения понятия «псевдомедицина». «Если деятельность клиники направлена, в первую очередь, не на помощь пациенту, а на получение денег, то можно говорить о фейковой клинике, псевдоклинике, мошеннической клинике», — считает Дмитрий Мороз.
Переходя к вопросу о пострадавших от псевдомедицинских услуг, Дмитрий Мороз обозначил основные препятствия, которые мешают им защищать свои права: отсутствие единого понятного института, в который такой пострадавший может обратиться, юридическая безграмотность, недостаточная доступность судебной системы, высокая стоимость судебной экспертизы.
Четкого алгоритма действий для граждан, которые пострадали от псвевдомедицинских услуг, по словам Дмитрия Мороза, нет. Анализ дел показывает, что такие пациенты не могут добиться результата через судебную систему, так как у клиник достаточно ресурсов, чтобы составить документы таким образом, чтобы предъявить претензии было практически невозможно. Поэтому необходимо обратить внимание государства на эту проблему и создать институты для проверки таких учреждений.
Второй путь, более простой для пациента — обращение в правоохранительные органы. Если заявлений наберется достаточное количество, полиция может установить факт мошенничества — получения денег обманным путем. К сожалению, этот механизм пока не совсем рабочий: есть уголовные дела по факту отсутствия в клинике врачей, но нет дел, в которых бы рассматривались ситуации, когда у клиники есть лицензия и врачи, но деятельность построена на обмане пациента для получения прибыли.
Начальник Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Олег Прусаков отметил, что закрепленные законодательством формы контрольно-надзорной деятельности не всегда позволяют инициировать внеплановые проверки на основании обращений граждан. По его словам, из норм гражданского законодательства следует один алгоритм действий пострадавших от псевдомедицинских услуг — это обращение в суд. Роспотребнадзор оказывает помощь в таких судебных делах, так как платные медицинские услуги по общему правилу попадают под закон о защите прав потребителей. Однако Олег Прусаков признает, что доказать свои права в суде потребителю сложно. По данным доклада «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2018 году», доля удовлетворенных исков, связанных со сферой медицинских услуг ниже (в 2018 году — 65%), чем в целом (81,2%). По искам, где участвовал Роспотребнадзор, доля решений в пользу потребителя, немного выше. Одной из проблем Олег Прусаков считает низкую объективность экспертизы медицинских услуг при подготовке заключения по делу, а также отсутствие юридической значимости такой экспертизы. Он также отметил, что общественные потребительские организации по закону о защите прав потребителей обладают функцией проведения независимой экспертизы, но, к сожалению, не реализуют ее в полной мере.
Олег Прусаков о том, почему пациенту сложно защищать свои права и чем может помочь Роспотребнадзор
После докладов к дискуссии присоединились представители врачебного сообщества и правозащитники.
Участники круглого стола предлагают:
- Верховному суду РФ в рамках регулярных совещаний либо информационных писем обратиться к судам, обозначив имеющуюся проблему обмана большого количества населения, сложностей защиты прав граждан при рассмотрении гражданских дел данной категории, призвав судей к более внимательному рассмотрению и активному реагированию в рамках предоставленных им полномочий в соответствии со ст. 226 ГПК РФ. Также обратить внимание судов на то, что повышение размеров компенсации морального вреда по данной категории дел послужит дополнительной мотивацией для соблюдения законодательства при оказании услуг потребителю.
- Разработать единый Стандарт проверки таких учреждений и Регламент расследований преступлений в данной сфере. В качестве альтернативы участники круглого стола видят создание специального следственного подразделения для расследования данной категории преступлений по аналогии с подразделением для борьбы с врачебными ошибками.
- Создать единый орган защиты пациента по системе «одного окна».
По итогам круглого стола сформулирована Резолюция, которая будет направлена в адрес Верховного суда Российской Федерации, Президента РФ, Государственной думы РФ, Совета Федерации РФ, Правительства РФ, Следственного комитета РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства здравоохранения РФ, а также доведена до широкого круга общественности.