Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований» (ЦЕНТР ГРАНИ) создал словарь-справочник для журналистов и благополучателей
Авторы словаря-справочника признаются, что потратили достаточное количество времени на споры, поскольку даже для людей, давно погруженных в специфику взаимоотношений государства и некоммерческих организацией, многое в реформе социальной сферы до сих пор остается не ясным.
Основной причиной авторы называют поменявшиеся правила игры. Если раньше НКО в своей работе руководствовались, прежде всего, собственным уставом и мотивацией, а государство отстраивало правила и процессы в системе независимого общественного контроля, то теперь само государство внедряет новые механизмы участия граждан в управлении. При этом практики и институты, созданные НКО, пусть и продолжают действовать, но уже в новом качестве.
В этом смысле, справочник действительно может стать своеобразным переводчиком, в котором для простого обывателя объяснено не только, что такое «реформа социальной сферы», но и в чем отличие, например, социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) от «обычных» некоммерческих.
Авторы отмечают, что реформа социальной сферы важна для обычных потребителей:
«...начинайте использовать возможности социально ориентированных НКО в своих интересах, получайте через них информацию, влияйте на качество услуг и разумное осуществление государственной политики в этой сфере».
Для представителей социальной сферы авторы словаря-справочника напоминают, что в рамках реформы государственного управления у социально ориентированных некоммерческих организаций есть право на использование стандартов информационной открытости. В частности, существующие проекты «Открытые данные», «Открытый регион», «Открытый бюджет» и « Открытый муниципалитет» могут быть полезны, как для проведения аналитических исследований, так и в рамках непосредственной работы для понимания проблем, существующих в конкретной социальной сфере.
Отдельным инструментом влияния на государственные органы авторы считают общественные советы:
«Общественные советы – это возможность высказывать мнение потребителей социальных и государственных услуг, а также экспертов, платформа для сотрудничества с органами власти. Речь, конечно же, идёт не о соглашательстве, а именно о партнёрских отношениях, когда что-то аргументированно предлагается. На общественные советы возложена организация и проведение независимой оценки, общественные советы реагируют на нормативно-правовые акты, которые принимают органы исполнительной власти».
Общественные советы могут стать важным инструментом гражданского контроля для формирования независимой оценки качества оказания социальных услуг, что позволит скорректировать работу учреждений с получателями услуг.
Отдельную главу авторы посвятили журналистам. Где взять информацию о реформе социальной сферы? С кем «сверить часы»? Зачем вообще об этом надо писать? Помимо ссылок на порталы и ресурсы, где можно почерпнуть полезную и актуальную информацию, авторы также советуют использовать общественные советы, как место для событийных информационных поводов. На них можно не только узнать последние социальные новости и взять интервью у нужных экспертов, но и собрать практический материал для исчерпывающего репортажа или статьи по социальной проблематике:
«Посмотрите на НКО с новой точки зрения, обновите источники информации, сделайте себе экспертное имя в области, о которой пока мало кто пишет».