Карантин на юге России — точки перегиба
Введенный в России “недокарантин” и делегированное федеральными властями и президентом региональным чиновникам право решать проблему в обход Конституции начали приносить вполне предсказуемые плоды. В Москве полиция задерживает Иисуса, выписывая ему штраф в 1000 рублей, в Иваново чиновник обладминистрации запугивает жителей области, обещая уголовное наказание за сдачу квартир москвичам. Но об особенно ярких примерах нам сообщают из южных регионов России.
Чечня, например, просто перекрыла границы. С 29 марта в республике ввели особый пропускной режим на дорогах, с 5 апреля фактически перекрыли наземное сообщение, установив временной лаг от 2 до 3 часов для провоза транспортных грузов через территорию республики по автомагистрали “Кавказ”. Эта трасса является дорогой федерального значения, по которой осуществляются в том числе международные перевозки, а также перевозки оборонного значения. Ограничивать движение для людей и грузов, тем более перекрывать федеральную трассу ни у одного региона, по которому она проходит, нет права. Попытка премьера Мишустина указать на “неадекватность” мер региональных властей, которые “путают региональные полномочия с федеральными», моментально получила жесткую отповедь Рамзана Кадырова. Глава республики, ранее успевший одобрить телесные наказания для нарушителей карантина, посоветовал премьеру «не мешать <бороться с эпидемией> сплетнями, не вводить в заблуждение руководителей высокого ранга» и заявил, что «ради спасения жизни людей… можно идти на любые жесткие меры».
Руководители соседних регионов, пусть и не позволяют себе подобных высказываний, но на практике их действия мало чем отличаются от действий властей Чечни. В Краснодарском крае с 31 марта действует карантин. Власти ограничили транспортное сообщение. Администрация Краснодарского края ввела три типа спецпропусков для автомобильного транспорта на период действия карантина: “вездеход”, позволяющий передвигаться по всему краю, муниципальный пропуск (только в пределах муниципального образования) и транзитный, который могут получить на блок-постах владельцы автомобилей, следующих через Краснодарский край транзитом.
Жителям запрещено покидать свои дома, исключения составляют походы в магазин и аптеку, на работу, если ее нельзя выполнять удаленно. Для пешего передвижения жителям края нужно иметь при себе паспорт и приказ от предприятия, который подтверждает необходимость присутствия работника. На улицах муниципалитетов появились полицейские патрули и “казаки”, которые на не очень понятных основаниях привлекаются к работе вместе с полицией. Полицейско-казачьи рейды по отлову и штрафованию нарушителей начали проводить на кладбищах, куда жители региона направились накануне Пасхи.
В Ростовской области на всех въездах в Ростов-на-Дону выставлены патрули ДПС и Росгвардии. Формально ограничений на въезд транспорта в Ростов-на-Дону нет, однако машины пускают по одной полосе. Полицейские активно привлекают нарушивших режим самоизоляции к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3. Кодекса об административных правонарушениях. На нарушителей режима самоизоляции в Ростовской области уже составлено 1485 административных протоколов. Пять человек оштрафованы на 15 000 рублей. При этом замгубернатора Ростовской области Михаил Корнеев заявил: «Важно не допустить распространения инфекции. Обязанность людей — выполнять предписания… Нет особой нужды из хуторов, станиц и сел ехать в областной центр и крупные города».
В правительстве Ростовской области объявили гражданам, что, поездка на дачу не является уважительной причиной для входа изо дома и выезда из города: «Выезжать на дачу или за город с целями, не связанным с острой необходимостью, однозначно нельзя», - сообщил начальник управления информационной политики областного правительства Сергей Тюрин. - «Может ли человек быть привлечен к ответственности за проживание без регистрации по месту пребывания в жилом помещении – да, может... Вся проблема в том, что до введения органами власти режима повышенной готовности, а затем и ограничительных мер мы не задумывались о таких нюансах нашей жизни. И теперь, когда, мы обязаны соблюдать определенные ограничения в передвижении, а правоохранительные органы проводят контрольные мероприятия, мы пытаемся найти ответы на казалось, бы простые вопросы», - заявил чиновник. Результатом введенных ограничений стали пробки, неразбериха и напряженность.
В Сети появились видеозаписи и сообщения о ситуациях, когда полицейские действуют на весьма сомнительных правовых основаниях и явно злоупотребляют полномочиями. Так, издание «Блокнот Краснодар» сообщило, что 3 апреля житель Крымска Александр Черныш, везший беременную жену в больницу на капельницу по назначению врача, был остановлен полицией. Полицейский по фамилии Адамян счел поездку в женскую консультацию по направлению от врача нарушением и на Черныша был составлен протокол за нарушение карантина (часть 2 статьи 6.3 КоАП) со штрафом в 15 000 руб. 8 апреля суд аннулировал протокол.
Под руку полицейским попадают и активисты-общественники. Известного в регионе блогера Гаспара Авакяна задержали в Ростове-на-Дону. Как сообщил Гаспарян на своей странице в соцсети, он отправился на редакционное задание от СМИ, в котором он работает. Блогер пришел на пост ДПС и начал снимать на видео работу сотрудников Госавтоинспекции и задавать полицейским вопросы. Сотрудникам полиции Гаспар показал удостоверение журналиста и редакционное задание. Спустя 40 минут Гаспара задержали за нарушение режима самоизоляции по подозрению в совершении административного нарушения, предусмотренного ч2 ст 6.3 КРФобАП.
В ряде случаев, которые удалось запечатлеть очевидцам, действия полицейских вызывают вопросы как по части целесообразности, так и по части явно избыточного насилия и превышения полномочий.
В отличии от столицы, где мэрия не мешает общественникам помогать бездомным, власти Сочи действуют по принципу: «Нет человека - нет проблемы». Полицейские собирают лиц без определенного места жительства - бродяг, бездомных и депортируют их из города. По словам сочинских активистов, бомжей, якобы по распоряжению властей, полицейские вывезли из города-курорта в поселок Джубга и высадили там на дороге. Еще одна попытка вывезти куда-то очередные 28 человек без определенного места жительства привела к тому, что они, избив сопровождавших казаков, бежали.
Некоторые ситуации могут показаться даже комичными. Так, в Ростове сотрудник Госавтоинспекции преследовал инвалида-колясочника. Инцидент произошел 7 апреля на улице Малиновского. Точная причина, по которой полицейский гнался за инвалидом, неизвестна, но в местных СМИ предположили, что мужчина нарушил режим самоизоляции.
При этом власти зачастую сами понимают, насколько (с точки зрения закона) у их инициатив шаткие основания. Так директор департамента по предупреждению и ликвидации ЧС Ростовской области Сергей Панов назвал введенный в регионе режим самоизоляции “добровольным”: «Если касаться самоизоляции, то это, так скажем, добровольное нахождение граждан на дому. Поведение граждан определено постановлением губернатора Ростовской области». Однако после слов о «рекомендательном характере» он отметил, что жители не “должны” отходить от дома дальше, чем на 100 метров и вообще выходить из дома, если на то нет экстренных причин. При этом он признал, что распоряжение губернатора «накладывает ограничения».
Если у вас есть свидетельства вопиющего нарушения закона (или хотя бы здравого смысла) представителями властей, присылайте их на общий адрес ОГФ Info@civil-forum.ru, и мы пополним этот материал.