Кто и как будет учить наших детей? Отвечают эксперты ОГФ

Кто и как будет учить наших детей? Отвечают эксперты ОГФ

11 класс, ЕГЭ, выпускной – самый тяжелый период в первые 17 лет жизни. Особенности российской системы образования только усугубляют стресс. Нужен ли ЕГЭ? Как не нервничать перед экзаменами? Способна ли школа подготовить к ЕГЭ в полной мере? Как не ошибиться в выборе будущей профессии? Какой должна быть школа, способная подготовить детей к взрослой жизни? Читайте, что об этом думают эксперты сообщества ОГФ в специальной подборке TheQuestion.

  • Я выпускаюсь в этом году из школы и не знаю, чего хочу. Что мне делать? На этот и другие вопросы о том, как не ошибиться с выбором будущей профессии отвечает Виталий Алтухов, директор по разработке и исследованиям «Профилум», эксперт ОГФ.

Важно понимать, что современный мир сам по себе очень динамичен. Возможно, та профессия, которую вы выберете сейчас в старшей школе, через 10-15 лет либо исчезнет, либо трансформируется до неузнаваемости и вам в любой случае придется учиться чему-то новому. Одного из известных управленцев современности спросили - если бы у вас была возможность научить своих сотрудников только одному навыку, чтобы вы выбрали? Он ответил: «Я бы научил их «умению учиться». И это действительно так - умение учиться, забывать выученное и учиться заново - один из ключевых навыков современного человека. (читать полностью)

  • Как перестать нервничать перед экзаменами? На этот и другие вопросы об экзаменах, как о самой популярной сегодня практике контроля школьных знаний говорит Асмолов Александр, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования», эксперт ОГФ.

Прежде всего, надо понять, что мы живем в мире, в котором действует формула «стресс – всегда с тобой», поэтому, как только ученик начинает пытаться изгнать свой стресс, фиксироваться на нём, возникает очень опасное явление – фиксация на возможной неудаче при экзамене, которая может переродиться в болезненную навязчивость: «У меня не получится, я проиграю, я не смогу достичь успеха». Вот эти моменты, должен знать каждый человек, стоит на чем-то зациклиться, стоит использовать феномен запретного плода по этому же критерию, феномен запретного стресса или запретного страха, то именно стресс овладеет тобой. (читать полностью)

  • Что делать, если не знаешь, куда поступать после 11 класса?

Отвечает Маргарита Власенко , директор Центра непрерывного образования, факультета компьютерных наук НИУ «Высшая школа экономики», эксперт ОГФ.

Сейчас я советую всем, если есть возможность поступить на платное в более сильный университет, где не хватает баллов на бюджет, лучше делать выбор в сторону сильного вуза. Почему? Первое - университет, это не только набор лекций и семинаров, но и окружение и внутренняя культура. Это уровень мышления, амбиции, планка, которую зададут сокурсники и преподаватели. Даже сейчас результаты моих однокурсников мотивируют развиваться. Второе - лучше быть самым глупым на входе, чем самым умным. Можно быть отличником в школе, прийти в университет и не суметь решить задание на тройку. Это мощная шоковая терапия, но это нормально. Данные разные: ведь кто-то учился в специализированных гимназиях, а кто-то в обычных школах. Не столько важно, сколько ты знаешь или не знаешь, сколько то, стараешься ли ты узнать. Умение ставить себе высокую планку, выходить из зоны комфорта, бояться, но делать - это ценные жизненные навыки. (читать полностью)

  • О том, что не так со школьным образованием, умрет ли школа в своем нынешнем виде, рассуждает Максим Иванцов, координатор инициативы «Школьные проекты», эксперт ОГФ.

Илон Маск доказал: «За что бы ни бралось государство, оно выполняет свою работу дорого и неэффективно». Если деньги, которые мы тратим на содержание учителей, чиновников от образования, содержание неприспособленных для нормального обучения зданий школ, нередко ненужные и простаивающие интерактивные доски и подобные вещи, адресно закреплять за учениками; если разрешить их тратить родителям на любые образовательные активности; если отменить искусственные барьеры для развития частных образовательных инициатив, средний уровень образования резко повысится и каждый родитель, а не государство будет решать, что нужно его ребёнку. Можно будет заказывать пакет услуг в одном месте – в так называемой школе. А можно – в нескольких. Покупать онлайн курсы, ходить в театры и на интерактивные экскурсии. Там, где лучше учат английскому, учить английский. Где лучше учат праву, учить право.

Я очень надеюсь, что у общества в России скоро выработается запрос на хорошее обучение для счастливой жизни своих детей, а не на неэффективное хранение в государственной школе. (читать полностью)

  • О том, может ли школа подготовить к ЕГЭ в полной мере, рассказывает Олег Федоров, академический руководитель образовательной программы «Педагогическое образование», ведущий научный сотрудник Института образования НИУ «Высшая школа экономики», эксперт ОГФ.

Безусловно, ЕГЭ сегодня соотносится напрямую с предметным содержанием школьных программ, однако существенно сужает диапазоны развития ученика, ориентируя его исключительно на подготовку в области «энциклопедизма в предмете». Да, безусловно, ЕГЭ сегодня дает существенные возможности для того, чтобы выпускники из самых отдаленных районов нашей страны могли поступать в ведущие вузы, но опасность его заключается в том, что кодификатор ЕГЭ сегодня, по сути, на уровне старшей школы заменяет собой образовательный стандарт и образовательную программу. В результате – система «натаскивания и репетиторства». Ведь для практикующих учителей не секрет – чем больше прорешаешь тренировочных заданий, тем выше получишь балл на экзамене. (читать полностью)

  • Какой же должна быть школа, если ее «продукт» - человек с авторской позицией, способный ставить собственные цели и их добиваться, способный взять ответственность за себя и других, способный договариваться и уважающий чужое мнения? Отвечает Федор Шеберстов, основатель Odgers Berndtson, председатель управляющего совета программы «Учитель для России», победитель конкурса «Лидеры России», эксперт ОГФ.

Ответ прост: «Такой же - уважающей чужое мнение и способной ставить собственные цели». Как этого добиться? Для начала спросить учителей, родителей, директоров, спросить первый раз за последние 100 лет, чего они хотят, что может быть результатом их работы. Дать им поверить в то, что у них есть право на собственное мнение, что именно они, а не государство лучше всех знают, как помочь детям добиться успеха во взрослой жизни. (читать полностью)


Вернуться назад