Лидеры экологических организаций ставят вопрос о коренной перестройке дела охраны природы в России

Лидеры экологических организаций ставят вопрос о коренной перестройке дела охраны природы в России

Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 года, утвержденная указом Президента РФ 19 апреля 2017 года, фактически признала экологическую ситуацию в густонаселенных районах страны крайне серьезной, деградирующей и подтвердила прямую связь плачевного состояния окружающей среды с ухудшающимся здоровьем и преждевременной смертностью населения.

В условиях самой низкой в мире плотности населения страны на ее огромной пригодной для проживания территории депопуляция может стать одной из причин развала России (некому будет работать и защищать границы государства). Это не говоря уже о сохранении живой природы, обеспечении интересов настоящих и будущих поколений в сохранении благоприятной окружающей среды.

Учитывая заявление вновь переизбранного Президента РФ В.В. Путина о намеченном некоем прорыве в политике государства, эксперты рабочей группы «Экология» ОГФ и другие лидеры экологической общественности Москвы и регионов сформулировали свои предложения о реформе управления природоохранной деятельностью в России.

Год экологии-2017 в России и результаты заседания Государственного совета России от 26 декабря 2016 года продемонстрировали ряд усугубляющихся экологических проблем, имеющих место абсолютно во всех природных сферах: атмосферном воздухе, водной среде, почвах, недрах, растительном и животном мире. Так, по разным, в т.ч. официальным данным, ежегодно до 30-50 тысяч человек в России умирают только от загрязнения воздуха , а это 2‑3 % от общей смертности. Около 15 миллионов людей живут с риском для здоровья, а от четверти до трети людей живут на территориях, где огромные риски для их жизни в плане здоровья. Системность проблемы связана еще и с сокрытием полной, всесторонней и объективной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Здоровье людей стало экономической категорией. На Госсовете РФ приводились данные о том, что 15 % – прямые и косвенные потери ВВП от влияния неблагоприятной окружающей среды. Минздрав РФ провел случайную оценку выявленных накоплений отходов нефтедобычи в ХМАО: только по тем объектам, которые они посмотрели, прямой ущерб составил около полутриллиона рублей.

На основе недостоверной экологической информации, а часто в её полное отсутствие, принимаются решения о социально-экономическом развитии регионов, что еще в большей мере «раскручивает маховик» социально-экологического неблагополучия в стране. Судя по результатам, система управления природоохранной деятельностью в России крайне неэффективна, работает сама на себя и позволяет лишь в незначительной мере сдерживать эскалацию экологического кризиса, тогда как долгосрочные цели государства состоят не только в стабилизации состояния окружающей среды, но и постепенном улучшении качества этой самой природной среды.

Действующая система сбора, анализа и предоставления информации , основанная на неполных, а иногда и недостоверных учетных данных Росгидромета, Роспотребнадзора, Росприроднадзора о состоянии окружающей среды и здоровья населения неэффективна, нерепрезентативна и не позволяет оценивать происходящее . Информация, которая все-таки поступает к лицам, принимающим решения на всех уровнях власти, включая Президента РФ, необъективна, недостаточна и случайна. Как результат - расследуются и оцениваются лишь те обстоятельства и те случаи, когда потерявший терпение, а часто и здоровье, народ выходит на улицы, либо массово пишет жалобы. Без этого экологически значимые вопросы на государственном уровне даже не попадают в повестку дня, то есть образуется информационный сбой, информационная пропасть.

Другая причина утраты эффективности государственной системой управления состоянием окружающей среды и обеспечением экологической безопасности – полная разбалансированность полномочий и ответственности между структурами власти , начиная от федеральных (Минприроды России и подведомственные агентства) до региональных и муниципальных органов власти.

Статус системы, институциональные, кадровые вопросы, включая финансирование, абсолютно не соответствует масштабу и значимости проблем, накопленных в этой сфере. Например, список 50 самых грязных городов страны, начиная с конца 90-ых, практически не менялся. Изменился он лишь 2 года назад, когда были увеличены нормативы загрязнения, в результате десяток крупных городов из него были исключены. Таким образом, в результате «грамотного» государственного решения, было резко «улучшено» состояние окружающей среды.

От 5 до 10 миллионов тонн из ежегодно добываемой в России нефти - это та нефть, которая реально льется в природную среду : по срезам северных рек, около полумиллиона тонн нефти выносится в Северный Ледовитый океан.

Аналогичные негативные явления происходят в лесном секторе, где затраты бюджета на содержание отрасли не окупаются, то есть доходы от лесного хозяйства ниже, чем расходы бюджета.

Водные ресурсы учитываются в основном как энергетические ресурсы и частично как коммунальные для водоснабжения населения. Из-за этого очень большие проблемы с рыбным хозяйством, с обеспечением экологических функций рек: поддержание водорегулирующей функции лесов, водности земель и так далее.

В России уже третий год идет реформа управления отходами, но ситуация в этой сфере по инерции скорее ухудшается, экономический механизм пока не заработал. В новом законодательстве установлено, что необходимо минимизировать образование отходов, вторичные ресурсы из отходов - повторно использовать, а все остальное - утилизировать. Под эти идеи был введён утилизационный сбор, появился пул коммерческих структур в рамках программы «Чистая страна», которые решили, что эти деньги надо осваивать на строительство мусоросжигающих заводов, у которых два варианта: безопасный, но очень дорогой, или дешевый, но платим жизнями.

Система экологического контроля и надзора на федеральном уровне и в регионах слаба и неэффективна, не скоординирована, не мотивирована на результат, обложена необоснованными и неадекватными ограничениями и запретами, носит уведомительный характер при проверках. К примеру, федеральных служащих - инспекторов Росприроднадзора на всю Российскую Федерацию – 1800, причем это число уменьшается каждый год. Для сравнения: в EPA (агентство по охране окружающей среды в США) людей с аналогичными или близкими функциями – за 14000. При этом очень многое зависит от персоналий, личных качеств руководителей природоохранных органов на местах и в центре.

Нерешаемая проблема - финансирование природоохранных программ, в отношении которых сохраняется остаточный принцип финансирования.

В действующей системе охраны окружающей среды и экологической безопасности отсутствуют аналитические структуры, способные адекватно и профессионально оценить многофакторные экологические проблемы, предложить обоснованные и конструктивные научно-технические решения.

Сегодня мы подошли к той черте, когда необходимо вернуться к 1988 году, когда было принято Постановление Политбюро и Президиума Верховного совета СССР, и называлось оно «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», либо принять аналогичное системное государственное решение. И дальше тянуть нельзя, катастрофические последствия — уже у порога, -остро нужна реформа в управлении природоохранной деятельностью. Базовые элементы этой реформы:

  • формирование эффективной экологической политики;

  • кодификация федерального законодательства, региональное - должно быть приведено в соответствие с федеральным экологическим, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим и иным законодательством;

  • в обязательном порядке - реорганизация практики правоприменения — она практически неработоспособна;

  • оценка эффективности системы управления природоохранной деятельностью в России, поскольку сегодня этим никто не занимается. Так, для системы федеральных органов установлена система показателей, например, Росприроднадзор имеет 21 показатель эффективности своей работы. В регионах таких показателей для местных природоохранных органов, как правило, нет.

История развивается, как известно, по спирали, и России сейчас нужно вернуться к воссозданию единого госоргана в сфере охраны окружающей среды, этот вопрос вернулся в повестку дня. До 2000 года действовала Госкомэкология РФ, с территориальными органами в субъектах Федерации, не было дублирования функций. Следует отметить, что Конституцией РФ определено: «Охрана окружающей среды – предмет совместного ведения федерального центра и субъектов Федерации». Сегодня у нас получилось не СОВМЕСТНОЕ ведение, а разделение функций, то есть комплексного управления охраной окружающей среды в России нет. Ни в одном регионе нет взаимодействия территориального управления Росприроднадзора с местным министерством по охране окружающей среды на личностном уровне руководителей, на уровне ответственности, на уровне разделения функций. Это конфронтация, а не взаимодействие между собой. Каждый свою функцию выполняет: федеральный орган – только надзор за крупными предприятиями, администрирование платежей за негативное воздействие на окружающую среду, экологическая экспертиза по федеральным объектам; все остальное – местное министерство или орган управления. Причем разные министерства занимаются этим в регионах. Нет системы, а главное – нет ответственности. Сегодня за состояние окружающей среды не отвечают ни органы местного самоуправления, ни губернаторы.

В настоящее время Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор и ряд иных федеральных служб не имеют дублирующих органов в субъектах Федерации. Но почему охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности имеет такие дублирующие структуры в регионах? Нужно создать единый федеральный орган, который будет иметь обеспеченное необходимыми полномочиями подразделение в субъекте Федерации и будет заниматься всеми природоохранными вопросам в природоохранном комплексе. А у нас сегодня даже «водники», «недровики», «лесники», Гидромет федерального министерства природы на территориях между собой не взаимодействуют должным образом.

Еще один насущный вопрос – это разделение функций природопользования и экологической безопасности. Невозможно «рационально» использовать природные ресурсы (они все равно истощаются) и охранять окружающую среду. Это должен быть отдельный надзорный природоохранный орган со всеми полномочиями.

Большая проблема – коррупция в сфере природопользования. В России правоохранительные органы не обращают внимания на эту сферу, хотя там «крутятся» громадные деньги, стоимость природных ресурсов превышает стоимость всех основных активов промышленности и сельского хозяйства в России в сотни, в тысячи раз. И, тем не менее, разные органы занимаются распределением этих природных ресурсов без должного общественного и государственного контроля. Уголовных дел в этой сфере, доведенных до суда, в России почти нет. По коррупции, по фактам злоупотреблений, бездействия в сфере охраны окружающей среды есть буквально единицы возбужденных дел.

По мнению участников совещания дальнейшие события могу развиваться в следующей последовательности:

- создание Рабочей группы по анализу системы управления природоохранной деятельностью в России при Центре стратегических разработок из ведущих экспертов;

- подготовка на основе проведенного анализа предложений по реформе управления природоохранной деятельностью в России;

- обсуждение представленных материалов и, при одобрении, направление указанных предложений на рассмотрение Президента РФ;

- публикация материалов анализа и подготовленных предложений для открытого доступа и обсуждения заинтересованной органами власти, общественностью, бизнесом.

Правовая основа для указанных действия уже есть - « Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года », утвержденная президентом 19 апреля 2017 года. Это очень мощный, очень хороший документ, по которому мы сегодня можем работать, но к нему, к сожалению, не разработан план реализации.

А.К. Веселов - председатель РОО «Союз экологов Республики Башкортостан» (по материалам обсуждения с участием председателя Ассоциации экологических журналистов Союза журналистов России А.Федорова, председателя экологической центра «Дронт» А.Каюмова, директора программ Гринпис России И.Блокова и сотрудников ЦСР)


Вернуться назад