Менее ста НКО в России имеют статус исполнителя общественно-полезных услуг. Почему? Отвечает координатор рабочей группы ОГФ «Качество социальной помощи» Александр Спивак
Российское законодательство предусматривает, что социально ориентированные некоммерческие организации могут получить особый статус – «исполнитель общественно полезных услуг» (ОПУ). Предполагается, что носители такого статуса смогут получить некие преимущества и преференции в государственной поддержке. Одним из условий получения особого статуса до ноября прошлого года было заключение федеральных органов власти, подтверждающее, что организация действительно более года качественно оказывает одну или несколько общественно-полезных услуги из числа установленных правительственным перечнем. Проблема заключалась в том, что федеральные ведомства просто не могут располагать информацией о многочисленных НКО, которые работают в регионах и муниципалитетах. Поэтому получить статус исполнителя ОПУ до ноября прошлого года смогли только около 50 организаций.
Однако в ноябре ошибка была исправлена принятием поправок в закон «О некоммерческих организациях», которые наделили правом выдачи заключений НКО региональные органы власти. В результате к началу февраля 2018 года статус исполнителя ОПУ получили уже 87 организаций. В масштабах страны это, конечно, крайне скромная цифра. В действительности в России тысячи организаций добросовестно работают на общественное благо. Проблема, однако, не только в том, что непросто получить соответствующий официальный статус, но и в том, что пока не совсем понятно, ради чего его стоит получать. Единственное преимущество, которое пока обеспечивается статусом исполнителя ОПУ, - это то, что государственные субсидии или имущественная поддержка (в случае, если организация их получает) должны предоставляться ей не менее чем на два года, что должно стимулировать ее долгосрочную финансовую устойчивость. Но пока это единственная мера поддержки. Вероятно, стоило бы также предоставить исполнителям ОПУ преимущество в конкурсах на оказание услуг, получении дополнительных субсидий, а также в виде льготных условий использования муниципальных помещений. Могут быть разработаны и другие меры поддержки, актуальные как для страны в целом, так и для отдельных регионов. Все эти вопросы нуждаются в глубокой экспертной проработке с последующим принятием законодательных решений. Без этих конкретных мер статус исполнителя общественно полезных услуг останется символическим жестом признания государством полезности некоторых НКО, но не более того.
Рабочая группа ОГФ «Качество социальной помощи» открыта предложениям по возможным механизмам приоритетной государственной поддержки для НКО – исполнителей общественно полезных услуг.