Москва продвигает экологическое образование

Москва продвигает экологическое образование

На круглом столе, проведённом комиссиями по образованию, науке и культуре и по экологии, энергетике и устойчивому развитию Общественной палаты г. Москвы в рамках VIII Московского гражданского форума рассмотрены состояние и меры по развитию экологического образования в городе Москве. Встреча прошла 12 мая в Московской городской Думе.

Евгений Гашо, председатель Комиссии по экологии, энергетике и устойчивому развитию Общественной палаты открывая заседание, отметил стремление стран всего мира к высоким стандартам экологически ответственного поведения. «Во Франции в школах действует обязательная садовая практика, когда дети знакомятся с землёй, процессом и условиями роста растений, сами закладывают компостные ящики», - отметил он. «Знать надо и растения и животных. А нет знания — нет и интереса к природе»», - подчеркнул председатель Комиссии. Эколог добавил, что на проводимый конкурс «Наш дом природа» пришло более 800 проектов московских школьников и студентов

От имени председателя Комиссии образованию, науке и культуре М.Н.Лазутовой участников встречи приветствовал Александр Фёдоров. Он напомнил, что практически все рассмотрения вопросов экологии и охраны окружающей среды на высшем уровне включали в качестве рекомендаций необходимость введения обязательного экологического образования в курс средней школы. По итогам последнего Госсовета на эту тему, состоявшегося 27 декабря 2017 года, Президент России В.В.Путин дал прямое поручение до 1 сентября представить конкретные предложения по включению предмета «экология» в качестве обязательного в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Спикер напомнил о высоком научном и интеллектуальном потенциале города Москвы и лидерстве в развитии экологического образования, когда в начале 2010х в городе действовала экспериментальная площадка по обязательному экологическому образованию, включавшая 50 школ и призвал участников предложить конкретные предложения по сохранению лидерства столицы России и в последующем.

Председатель Московской ассоциации педагогов-экологов Екатерина Колесова с сожалением констатировала, что многие позиции в области школьного экологического образования сегодня Москвой утрачены, осталось считанное число школ, сохранивших «экологию» в списке обязательных предметов, а образовательных учреждений, где бы ученики проходили предмет «экология» с 1 по 11 класс вообще нет.

Как председатель конкурсной всероссийской олимпиады по экологии для школьников она выделила высокий уровень подготовки по экологии учащихся Татарстана. «В Удмуртии треть школ Республики имеет «экологию» как обязательный предмет в разных классах», - отметила Екатерина Колесова.

Доцент МГИМО Наталья Рязанова отметила: «Все вузы ввели специальность «эколог-природопользователь», но для какой должности эта квалификация — не понятно». «Фактически нет заказа от работодателей», - посетовала она, обратив внимание, что в действительности экологи важны в практически любой отрасли — городском хозяйстве, транспорте, особо охраняемых природных территориях и других.

Представитель городского методического центра Департамента образования г. Москвы Анатолий Рузавин сообщил о дистанционной экологической школе. «Загружено 34 сценария урока», - отметил специалист и добавил, - «Проводится конкурс сценариев экоуроков» и деятельности Департамента образования по развитию экологического просвещения.

Директор Московского детско-юношеского центра экологии краеведения и туризма Дмитрий Моргун констатировал, что экология — это не отдельная предметная сфера, но при этом должна быть площадка, интегрирующая экологические знания. Он подробно остановился на системной и многообразной деятельности возглавляемого им учреждения по дополнительному экологическому образованию школьников.

О деятельности по экологическому просвещению в рамках Департамент культуры г. Москвы сообщила Татьяна Самонина, начальник отдела по связям с общественностью учреждения «Мосгорпарк». В парках города действует кинолекторий, демонстрирующий экологические фильмы, размещаются плакаты о природе, Красной книге, включая произведения искусства и творчества. В детских клубах организуются практические занятия по знакомству с природой, мастер-классы и кружки.

В обсуждении приняли участие члены Общественной палаты г. Москвы Александр Гинзбург, Ольга Кириллова, Анна Клюкина и Людмила Мясникова, член общественного совета Департамента природопользования и охраны окружающей среды (ДПООС) Александр Чумаков, профессор МГУ Николай Марфенин, заместитель директора по науке Национального фонда экологического просвещения Игорь Рыжов, преподаватели школ города Галина Домнина, Елена Капитонова и другие

Чиновники Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, отвечающего в столице за состояние экологического образования, во встрече участия не приняли, как и сотрудники собственно Департамента образования.

Итогом встречи стали рекомендации участников по развитию экологического образования, среди которых выделим:

  • решение о создании совместной постоянно действующей рабочей группы Общественной палаты Москвы и департаментов образования, культуры, природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы по развитию экологического образования

  • поручение данной рабочей группе разработать до 30 июня 2017 года комплекс предложений по развитию в Москве экологического образования.

Благодарим за текст Александра Фёдорова, координатора площадки ОГФ «Экология»


Вернуться назад