Органы власти отвечают на Предложения Общероссийского гражданского форума -2015

Органы власти отвечают на Предложения Общероссийского гражданского форума -2015

Оргкомитет ОГФ-2015 продолжает получать ответы на Предложения Форума от органов власти. В конце января 2016 года обращения с запросом рассмотреть Предложения ОГФ - 2015, назначить ответственных за их доработку и внедрение, а также провести рабочие встречи с участием экспертов ОГФ были направлены в 47 адресов - Администрацию Президента, Правительство, включая федеральные министерства и службы, Государственную Думу и Совет Федерации, в Верховный и Конституционный суды.

В настоящее время на обращения уже ответили 12 адресатов. Рабочая группа, созданная Оргкомитетом ОГФ в декабре прошлого года для организации взаимодействия с органами власти, изучила полученные ответы, проанализировала их и обобщила по тематическим разделам документа «Предложения ОГФ-2015».

Раздел «Некоммерческий сектор»

В Администрации Президента РФсчитают возможным «проведение рабочих встреч с представителями Общероссийского гражданского форума с целью проработки вопросов о системном развитии деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в России».

Администрация Президента также поддерживает предложение «предоставить возможность получения налогового вычета в связи с совершенными пожертвованиями из дивидендов по аналогии с налоговым вычетом при совершенствовании пожертвований из средств, облагаемых НДФЛ, установив соответствующее ограничение по сумме». В письме отмечается «целесообразность введения указанного вычета для физических лиц по аналогии с существующим социальным налоговым вычетом в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований». При этом указывается, что «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Минфин России».

Минэкономразвития заверяет, что предложения Форума-2015 «в обязательном порядке будут учтены» в плане мероприятий «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», а также в ходе работы над Программой поэтапного доступа социально ориентированных НКО к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление услуг населению. Речь идет о предложениях, содержащихся в главах «Предоставление социальных услуг», «Межсекторное взаимодействие в решении социальных задач», «Стимулирование благотворительной и иной социально ориентированной деятельности». Работа над Программой, о которой сообщает в своем письме министерство, ведется в соответствии с поручением Правительства РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 года. Минэкономразвития России предлагает также экспертам ОГФ принять участие в деятельности рабочих групп «для совместной выработки предложений по развитию некоммерческого сектора экономики Российской Федерации». Рабочие группы были сформированных по инициативе Минэкономразвития России по итогам проведения в декабре 2015 г. VII Всероссийской конференции «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере».

Предложение по стимулированию бизнеса к участию в благотворительной деятельности в Администрации Президента сочли нуждающимся в детальной проработке, включая анализ показателей эффективности таких мер, а также указали на необходимость компенсации выпадающих доходов бюджета, в случае если они предполагаются. Форум-2015 выступил с инициативой«разрешить юридическим лицам относить на затраты при определении базы по налогу на прибыль передачу средств в НКО в пределах объемов, в которых можно относить на затраты рекламную деятельность(1% выручки от реализации)».

Вызвала вопросы и инициатива внести изменения в ФЗ «О рекламе», а «СМИ и контрольным органам не считать рекламными материалами интервью и комментарии представителей компаний по вопросам корпоративной социальной ответственности бизнеса, социального партнерства и благотворительности». Минэкономразвития говорит, что закон «О рекламе» не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы. Специалисты министерства ссылаются также на письмо ФАС России от 16 апреля 2013 года №АК/14957-13 «О социальной рекламе», согласно которому «социальная реклама не является разновидностью рекламы, согласно понятиям, приведенным в законе «О рекламе». На практике в публикациях и сюжетах редки упоминания конкретных компаний, в связи с чем Форум предложил принять дополнительные меры.

Раздел «Общественный контроль»

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) отмечает, что упомянутые в Предложениях ОГФ проблемы «частично урегулированы» Законопроектом №949326-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания». Этот документ внесен в Госдуму РФ, но пока не принят. Советник Президента РФ, председатель СПЧ Михаил Федотов ранее говорил, что многие предложения для этого законопроекта обсуждались в СПЧ, но документ внесен на рассмотрение парламентариев в «неожиданной» редакции, к которой много вопросов.

Невозможным во ФСИН считают законодательно обязать сотрудников учреждений предоставлять членам ОНК личные дела заключенных (даже с их согласия и в случае необходимости). ФСИНссылается на Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» и статью 7 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных». В материалах дел «содержатся персональные данные их родственников, а также сотрудников учреждения», а законодательство не допускает распространение таких данных третьим лицам. ФСИН также приводит определение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2003 года №КАС03-117, согласно которому «документы личных дел не входят в состав информационных ресурсов, включаемых в соответствующие информационные системы, являются рабочими документами, предназначенными для сотрудников спецотделов».

В ответ на предложение усилить ответственность за препятствия деятельности членам ОНК и за нарушения федерального законодательства об общественном контроле ФСИНссылается на статью 19.32 КоАП. Этой статьей «предусмотрена административная ответственность должностных лиц за воспрепятствование деятельности членов ОНК при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания».

Раздел «Качество государственных услуг»

Поддержку в Минэкономразвития нашло предложение Форума «нормативно определить юридический статус электронных документов, используемых на Портале государственных и муниципальных услуг». «Предложения в части нормативного определения юридического статуса электронных документов, используемых на едином портале государственных и муниципальных услуг, считаем необходимым дополнить мероприятием по доработке нормативной правовой базы, регулирующей архивирование документов, обязательных для сохранения на длительный срок, в электронном виде», - говорится в письме министерства.

Раздел «Контрольно-надзорная деятельность»

В ответ на предложения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности Минэкономразвития, ссылаясь на поручения Президента РФ от 8 декабря 2015 года №2508 об устранении избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов и от 30 декабря 2015 года №Пр-2724, сообщает о подготовке Правительством РФ «дорожной карты» совершенствования контрольно-надзорной деятельности. В письме отмечается, что Предложения ОГФ «в целом соответствуют планируемым мероприятиям» этой «дорожной карты».

Раздел «Социальное предпринимательство»

В письме Минэкономразвития говорится о возможности закрепить на законодательном и нормативно-правовом уровне понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие», отнеся к ним, в том числе, социально ориентированные НКО. «Включение в Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» отдельной статьи, посвященной развитию социального предпринимательства, позволит определить единые принципы оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в указанной области, сформировать соответствующие программы поддержки и в этом смысле может быть концептуально поддержано», - отмечается в письме. В Министерстве также «считают возможным организовать соответствующую работу по законодательному закреплению понятия «социальное предпринимательство» в рамках исполнения документов стратегического характера». Речь идет, в том числе, о таких документах как план мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» и Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года. Проекты этих документов разработаны Минэкономразвития России с участием других ведомств.

Нецелесообразным считают в министерстве предложение «обеспечить, при прочих равных условиях, в рамках государственных закупок преференции для социальных предпринимателей и социальных предприятий». Специалисты ведомства ссылаются на статью 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ, которой, по их мнению, ситуация в этой сфере урегулирована оптимально.

Раздел «Правоохранительная система»

В ответ на предложение отменить режим «для служебного пользования» для нормативных ведомственных документов Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) указывает, что подобная инициатива «повлечет разглашение сведений ограниченного распространения и может причинить ущерб интересам уголовно-исполнительной системы».

Раздел «ЖКХ»

В ответ на инициативы по модернизации ЖКХ в целом Администрация Президента сообщила, что «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 80-р, разработана в целях: определения основных приоритетов, среднесрочных целей и задач и государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства; формирования у участников правоотношений в сфере жилищно-коммунальных услуг единых ориентиров и ожиданий относительно направлений и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства; определения основных мер и мероприятий, направленных на достижение намеченных целей». «Таким образом, Стратегия соответствует предложениям, направленным на рассмотрение Общероссийским гражданским форумом», - говорится в письме.

В ответ на предложение «восстановить государственную систему технической инвентаризации многоквартирных домов для эффективного планирования работ по текущему и капитальному ремонту» Администрация Президента сообщила, что этот вопрос в настоящее время является предметом обсуждения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и общественности. Поводом к обсуждению послужила подготовка проекта федерального закона № 943920-6 «Об основах технического учета объектов капитального строительства». «Целесообразность восстановления указанной системы будет определена по итогам проведения согласительных процедур и общественного обсуждения указанного законопроекта. Вместе с тем в настоящее время Минстроем России в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации проводится работа по подготовке проектов нормативных правовых актов, касающихся порядка ведения государственного учета жилищного фонда Российской Федерации, основу которого составляют данные о техническом состоянии объектов жилищного фонда Российской Федерации, в том числе многоквартирных домов. В качестве источника аккумулирования сведений о техническом состоянии таких объектов рассматривается государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, созданная в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», - говориться в письме.

ОГФ-2015 также выступил с предложением «рассмотреть возможность выделения средств из федерального бюджета на программы модернизации коммунальной инфраструктуры в малых и средних городах, сельской местности».В ответ на эту инициативу Минэкономразвития информирует о Постановлении Правительства РФ от 26 декабря 2015 года №1451. «Этим документом утверждены правила предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в госсобственности субъекта РФ или муниципалитета, численность населения которых не превышает 250 тыс. человек», - указывают в письме специалисты министерства.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) в своем письме заверила, что «рассмотрит и по возможности учтет конкретные предложения ОГФ по совершенствованию федерального статистического наблюдения процессов, происходящих в экономике и социальной сфере».

По мере поступления новых ответов, содержащаяся в них информация будет проанализирована, обобщена и опубликована дополнительно.

Администрация Президента (скачать)

Государственная Дума (скачать)

Управление организационного обеспечения Совета Федерации (скачать)

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству (скачать)

Министерство экономического развития (скачать)

Министерство труда и социального развития (скачать)

Министерство сельского хозяйства (скачать)

Министерство финансов (скачать)

Федеральная служба государственной статистики (скачать)

Федеральная служба исполнения наказаний (скачать)

Министерство культуры, первый ответ (скачать)

Министерство культуры, второй ответ (скачать)

Вернуться назад