Пандемия может обострить ситуацию с мигрантами и безработицей
Российские правозащитники призвали власти страны ликвидировать потенциальный очаг распространения коронавируса и освободить из центров временного содержания иностранных граждан мигрантов, незамедлительное выдворение которых невозможно.
В комитете «Гражданское содействие», ПЦ «Мемориал», движении «За права человека» и Форуме переселенческих организаций считают, что такое решение должно быть принято в экстренном порядке без бюрократической волокиты как мера по защите жизни и здоровья людей в ЦВСИГах, где нет возможности организовать полноценную систему защиты и эффективную медицинскую помощь.
Специально для ОГФ ситуацию с мигрантами и предложения правозащитников прокомментировал экс.заместитель директора ФМС, эксперт в области миграции Вячеслав Поставнин:
— «Говоря о ситуации с мигрантами и о призыве освободить из ЦВСИГ мигрантов, незамедлительное выдворение которых невозможно, я бы сказал, что полностью согласен с предложением правозащитников, никакого смысла держать этих людей нет. Ну какие они преступники? Конечно же их надо отпускать и вывозить на родину.
И все же, вопрос мигрантах в центрах временного содержания стоит на втором месте. Это небольшое число людей - порядка десятка тысяч. Гораздо большей проблемой, является ситуация с легальными мигрантами. И вот тут я никаких движений не вижу.
Отдельную проблему представляет настрой службы и правоохранительных органов. Система заточена на то, чтобы видеть в мигранте преступника, а сотрудники органов МВД живут по регламентам и законам существовавшим до эпидемии, в которых и раньше существовало много противоречий. Например, невозможно депортировать иностранца, у которого есть штрафы. Такие люди сидели годами! Людей приговаривали к самовыдворению, а они они сдавали билеты и оставались уже как нелегалы. Нам всегда мешала и мешает излишняя жесткость законов по отношению к мигрантам, которая не сочетается со свободным въездом. Жесткость законов не помогла сдержать нелегальную миграцию.
В итоге, мы оказались в ситуации, когда в стране десятки миллионов мигрантов, которых будут хватать, сажать и относиться соответственно. Уже сегодня мы видим, что происходит с законопослушными мигрантами в аэропортах Внуково и Домодедово. Это безобразная картина, когда людям пообещали вылет, собрали и выгнали в минус 4 на улицу. Оказалось, что занимающийся мигрантами орган власти, не в состоянии ничего обеспечить.
В ситуации с эпидемией, когда оказалось, что мы не в состоянии разобраться со своими гражданами, до мигрантов у властей руки не доходят. Между тем, в стране находятся десятки миллионов иностранцев. Это тоже люди и надо понять, где они будут жить, на какие средства существовать в условиях карантина, когда они останутся без работы.
Необходимо понять ситуацию на рынке труда. Нужно представлять размеры безработицы среди мигрантов и граждан, сколько, где, в каких отраслях. Мы можем получить ситуацию, когда в стране окажется десятки миллионов иностранцев без средств к существованию и жилья. Это недопустимо. Сейчас же мы не имеем прогнозов по секторам промышленности, чтобы понимать динамику безработицы и среди граждан и среди мигрантов. Властям необходимо решить, что делать - как вывозить тех, кто захотел вернуться домой и как обеспечить существование тех, кто решил остаться на законных основаниях. Мы предложили продлевать патент и дать возможность оставаться законно. Но через какое-то время у людей будут кончаться деньги и это станет проблемой.
Если решений не будет, то у нас есть шанс получить социальный и криминальный взрыв. В силу социально-культурных особенностей сообщества мигрантов обладают высоким уровнем самоорганизации. В них есть неформальные лидеры и авторитеты, в том числе из числа соплеменников с российским гражданством, коммерсантов, деятелей культуры и, в том числе, из представителей криминального мира. У верхушки диаспор есть значительные финансовые средства и возможность рекрутировать соплеменников, которые быстро могут быть объединены в группы, а в случае ухудшения ситуации с выплеском массовой преступности на улицы и началом мародерства - в банды.
Говоря о прогнозе ситуации и необходимых действиях, мне видится, что нужна специальная группа экспертов замыкающаяся на председателя правительства. В неё должны войти представители от Минтруда, Минтранса, МВД, МИД, ФСБ, Минэкономразвития, Минфина и других причастных к решению проблемы. В том числе - представителей зарубежных стран, откуда к нам прибыли мигранты. Нужно привлекать авторитетных представителей национально-культурных автономий, представителей этнического бизнеса, дипломатов и действующих чиновников.
Необходимо подумать о возможности оказать мигрантам ту же помощь, которую получат россияне, поставить их на учет на биржу труда, выплачивать пособие и с помощью их стран возвращать домой. Здесь координирующая роль должна быть за федеральными властями. Если мы просто отмахнемся, то получим банды на улицах.
Решением проблемы должен заниматься федеральный центр. Местным властям решить её будет сложно, не говоря уже о частном бизнесе - мы видели на примере ситуации в аэропортах, как решается проблема.
Надо помнить, что за границей в такой же или похожей ситуации находятся наши соотечественники.
Нужна дорожная карта - кто и за что отвечает. Хватать же на улице и тащить в спецприемник это последнее дело».