Партнер ОГФ ассоциация «Юристы за гражданское общество» о региональной практике в сфере общественного контроля
Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека разработал проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Мнение и комментарии экспертов к тексту законопроекта, а также его анализ, подготовленный Ассоциацией «Юристы за гражданское общество», мы публиковали прежде, прочитать их можно здесь.
В продолжение темы «Юристы за гражданское общество» провели анализ вопросов, касающихся законодательного регулирования и практики общественного контроля на региональном уровне:
Региональное законодательство и практика в сфере общественного контроля.
При подготовке справки к проекту изменений в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» Ассоциацией были сформулированы вопросы, касающиеся законодательного регулирования и практики общественного контроля на региональном уровне. Получены ответы юристов – членов Ассоциации из 23 регионов (Пензенская, Псковская, Иркутская, Ярославская, Тамбовская, Архангельская, Липецкая, Свердловская, Саратовская, Новосибирская, Самарская, Томская, Кировская, Волгоградская области, Краснодарский, Приморский и Пермский края, Карелия, Татарстан, Чувашия, Кабардино-Балкарская республики, г. Москва, г. Санкт-Петербург), на основании которых сформулированы следующие выводы (информация приведена по состоянию на 15 февраля 2017 года):
1. Принятие регионального закона в соответствии с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»:
- региональные законы в соответствии с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» приняты в 16 регионах;
- региональные законы не приняты в 6 регионах (Липецкая область, республики Карелия и Татарстан, Приморский край, г. Москва, г. Санкт-Петербург);
- в 1 регионе действует региональный закон, который был принят до принятия федерального закона, в соответствие с ним не приведен (Пермский край);
- в 2 регионах разработаны законопроекты (Республика Татарстан, Приморский край)
2. Оценка содержания региональных законов:
- в 4 регионах законы расценены как полностью скопированные с федерального закона (Пензенская, Иркутская, Новосибирская области, Чувашская Республика);
- более подробно расписан порядок уведомления объектов ОК (Псковская область);
- подробно изложены главы об общественных инспекциях и группах общественного контроля, конкретизированы случаи и порядок посещения субъектами ОК проверяемых организаций (Краснодарский край, Томская область, Архангельская область);
- введены нормы о Координационном совете по общественному контролю (Ярославская область);
- конкретизированы нормы о проведении общественных слушаний (Тамбовская область);
- введены нормы о взаимодействии субъектов ОК между собой (Свердловская область);
- предусмотрена возможность создания ассоциации субъектов ОК региона (Саратовская область);
- конкретизированы полномочия субъектов ОК, нормы об учете результатов ОК, обобщение и публикация результатов ОК (Самарская область);
- закон достаточно подробный, но труднореализуемый из-за сложной структуры (Кировская область).
3. Наличие иных нормативных правовых актов по вопросам осуществления общественного контроля:
В большинстве опрошенных регионов существуют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность общественных советов, об общественном контроле в сфере ЖКХ.
4. Оценка правоприменительной практики в сфере общественного контроля:
Все опрошенные юристы отметили, что принятие Федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ» и региональных законов практически не отразилось на осуществлении общественного контроля, поскольку те формы общественного контроля, которые существовали ранее, продолжают реализовываться тем же образом. Речь идет, прежде всего о деятельности общественных палат регионов и общественных советов при органах власти. При этом в ряде регионов отмечается непрозрачность при формировании общественных советов, вхождение в них «нужных» людей (иногда одни и те же люди входят в состав нескольких общественных советов), произвести оценку эффективности их деятельности невозможно. Наиболее эффективными признаны общественные палаты и субъекты общественного контроля в жилищной сфере, однако их деятельность никак не привязывается к нормативному регулированию в рамках ФЗ «Об основах общественного контроля» и соответствующим региональным законам. Существовавшие и ранее такие формы ОК как общественные слушания и общественные экспертизы продолжают оформляться не по правилам, предписываемым ФЗ «Об основах общественного контроля». Региональные органы власти, запрашивающие у общественных палат отзывы на проекты нормативных правовых актов, не сообщают об учете высказанных замечаний.
5. Регионы, в которых приняты свои законы об общественном контроле:
По имеющейся у нас информации, в 45 регионах (после принятия ФЗ «Об основах общественного контроля») приняты законы:
1. Ханты-Мансийский автономный округ;
2. Орловская область;
3. Амурская область;
4. Тюменская область;
5. Магаданская область;
6. Пензенская область;
7. Челябинская область;
8. Курская область;
9. Тамбовская область;
10. Ярославская область;
11. Новосибирская область;
12. Воронежская область;
13. Республика Саха (Якутия) – изменения в закон, принятый до ФЗ;
14. Алтайский край;
15. Республика Тыва;
16. Иркутская область;
17. Московская область;
18. Оренбургская область;
19. Нижегородская область;
20. Хабаровский край;
21. Республика Крым;
22. Архангельская область;
23. Ленинградская область;
24. Республика Дагестан;
25. Вологодская область;
26. Псковская область;
27. Курганская область;
28. Краснодарский край;
29. Чувашская Республика;
30. Волгоградская область;
31. Кемеровская область;
32. Астраханская область;
33. Костромская область;
34. Владимирская область;
35. Самарская область;
36. Томская область;
37. Кабардино-Балкарская Республика;
38. Ненецкий автономный округ;
39. Рязанская область;
40. Республика Марий Эл;
41. Республика Северная Осетия – Алания;
42. Кировская область;
43. Ямало-Ненецкий автономный округ;
44. Свердловская область;
45. Тульская область.
Ассоциация «Юристы за гражданское общество», Москва, Малый Знаменский переулок, д. 3/5 стр. 6
http://www.lawcs.ru | тел.: (495) 966-06-31, 966-06-32 | факс: (495) 966-06-32 | e-mail: info@lawcs.ru