Партнер ОГФ ассоциация «Юристы за гражданское общество» о региональной практике в сфере общественного контроля

Партнер ОГФ ассоциация «Юристы за гражданское общество» о региональной практике в сфере общественного контроля

Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека разработал проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Мнение и комментарии экспертов к тексту законопроекта, а также его анализ, подготовленный Ассоциацией «Юристы за гражданское общество», мы публиковали прежде, прочитать их можно здесь.

В продолжение темы «Юристы за гражданское общество» провели анализ вопросов, касающихся законодательного регулирования и практики общественного контроля на региональном уровне:

Региональное законодательство и практика в сфере общественного контроля.

При подготовке справки к проекту изменений в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» Ассоциацией были сформулированы вопросы, касающиеся законодательного регулирования и практики общественного контроля на региональном уровне. Получены ответы юристов – членов Ассоциации из 23 регионов (Пензенская, Псковская, Иркутская, Ярославская, Тамбовская, Архангельская, Липецкая, Свердловская, Саратовская, Новосибирская, Самарская, Томская, Кировская, Волгоградская области, Краснодарский, Приморский и Пермский края, Карелия, Татарстан, Чувашия, Кабардино-Балкарская республики, г. Москва, г. Санкт-Петербург), на основании которых сформулированы следующие выводы (информация приведена по состоянию на 15 февраля 2017 года):

1. Принятие регионального закона в соответствии с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»:

- региональные законы в соответствии с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» приняты в 16 регионах;

- региональные законы не приняты в 6 регионах (Липецкая область, республики Карелия и Татарстан, Приморский край, г. Москва, г. Санкт-Петербург);

- в 1 регионе действует региональный закон, который был принят до принятия федерального закона, в соответствие с ним не приведен (Пермский край);

- в 2 регионах разработаны законопроекты (Республика Татарстан, Приморский край)

2. Оценка содержания региональных законов:

- в 4 регионах законы расценены как полностью скопированные с федерального закона (Пензенская, Иркутская, Новосибирская области, Чувашская Республика);

- более подробно расписан порядок уведомления объектов ОК (Псковская область);

- подробно изложены главы об общественных инспекциях и группах общественного контроля, конкретизированы случаи и порядок посещения субъектами ОК проверяемых организаций (Краснодарский край, Томская область, Архангельская область);

- введены нормы о Координационном совете по общественному контролю (Ярославская область);

- конкретизированы нормы о проведении общественных слушаний (Тамбовская область);

- введены нормы о взаимодействии субъектов ОК между собой (Свердловская область);

- предусмотрена возможность создания ассоциации субъектов ОК региона (Саратовская область);

- конкретизированы полномочия субъектов ОК, нормы об учете результатов ОК, обобщение и публикация результатов ОК (Самарская область);

- закон достаточно подробный, но труднореализуемый из-за сложной структуры (Кировская область).

3. Наличие иных нормативных правовых актов по вопросам осуществления общественного контроля:

В большинстве опрошенных регионов существуют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность общественных советов, об общественном контроле в сфере ЖКХ.

4. Оценка правоприменительной практики в сфере общественного контроля:

Все опрошенные юристы отметили, что принятие Федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ» и региональных законов практически не отразилось на осуществлении общественного контроля, поскольку те формы общественного контроля, которые существовали ранее, продолжают реализовываться тем же образом. Речь идет, прежде всего о деятельности общественных палат регионов и общественных советов при органах власти. При этом в ряде регионов отмечается непрозрачность при формировании общественных советов, вхождение в них «нужных» людей (иногда одни и те же люди входят в состав нескольких общественных советов), произвести оценку эффективности их деятельности невозможно. Наиболее эффективными признаны общественные палаты и субъекты общественного контроля в жилищной сфере, однако их деятельность никак не привязывается к нормативному регулированию в рамках ФЗ «Об основах общественного контроля» и соответствующим региональным законам. Существовавшие и ранее такие формы ОК как общественные слушания и общественные экспертизы продолжают оформляться не по правилам, предписываемым ФЗ «Об основах общественного контроля». Региональные органы власти, запрашивающие у общественных палат отзывы на проекты нормативных правовых актов, не сообщают об учете высказанных замечаний.

5. Регионы, в которых приняты свои законы об общественном контроле:

По имеющейся у нас информации, в 45 регионах (после принятия ФЗ «Об основах общественного контроля») приняты законы:

1. Ханты-Мансийский автономный округ;

2. Орловская область;

3. Амурская область;

4. Тюменская область;

5. Магаданская область;

6. Пензенская область;

7. Челябинская область;

8. Курская область;

9. Тамбовская область;

10. Ярославская область;

11. Новосибирская область;

12. Воронежская область;

13. Республика Саха (Якутия) – изменения в закон, принятый до ФЗ;

14. Алтайский край;

15. Республика Тыва;

16. Иркутская область;

17. Московская область;

18. Оренбургская область;

19. Нижегородская область;

20. Хабаровский край;

21. Республика Крым;

22. Архангельская область;

23. Ленинградская область;

24. Республика Дагестан;

25. Вологодская область;

26. Псковская область;

27. Курганская область;

28. Краснодарский край;

29. Чувашская Республика;

30. Волгоградская область;

31. Кемеровская область;

32. Астраханская область;

33. Костромская область;

34. Владимирская область;

35. Самарская область;

36. Томская область;

37. Кабардино-Балкарская Республика;

38. Ненецкий автономный округ;

39. Рязанская область;

40. Республика Марий Эл;

41. Республика Северная Осетия – Алания;

42. Кировская область;

43. Ямало-Ненецкий автономный округ;

44. Свердловская область;

45. Тульская область.

Ассоциация «Юристы за гражданское общество», Москва, Малый Знаменский переулок, д. 3/5 стр. 6
http://www.lawcs.ru | тел.: (495) 966-06-31, 966-06-32 | факс: (495) 966-06-32 | e-mail: info@lawcs.ru


Вернуться назад