Представитель ОГФ рассказала партии власти, как помочь развитию социально ориентированных НКО
20 июня в Ярославле прошел XV Гражданский форум Ярославской области, организованный при участии партии "Единая Россия". В форуме принимали участие не только представители НКО Ярославской области, но и депутаты Госдумы, партийный функционеры ЕР, а также представители Минэкономразвития, Минтруда, Минобрнауки, Минздрава и других ведомств. Предполагается, что на основе резолюции Ярославского форума могут быть приняты те или иные решения на уровне Правительства РФ и парламентского большинства.
По приглашению организаторов на форуме выступила член Оргкомитета Общероссийского гражданского форума Влада Муравьева. Она обратила внимание партии власти и чиновников Правительства РФ на несколько возможных решений, которые могли бы существенно помочь развитию третьего сектора в России. Приводим тезисы выступления нашего эксперта в Ярославле.
Эксперты Общероссийского гражданского форума еще в 2015 году сформулировали свои предложения по некоторым мерам поддержки некоммерческого сектора.
Первое. Ни одна страна мира не решает социальные, образовательные и иные задачи исключительно за счёт средств государственного бюджета. Важны стимулы для развития частной инициативы. Укрепление финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций, увеличение объемов получаемых ими целевых поступлений, привлечение долгосрочного финансирования на решение стоящих перед страной задач возможно за счет вовлечения в финансирование указанной деятельности частных средств граждан и организаций.
Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности» для физических лиц – жертвователей введена конструкция социального налогового вычета в связи с совершенным пожертвованием в размере до 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению по ставке 13 процентов.
При этом процедура получения налогового вычета длительна и трудоемка для граждан. Много ли среди нас людей, которые, пожертвовав пару тысяч рублей, готовы будут потратить сутки и больше рабочего времени на возврат пары сотен рублей? А для фондов это были бы существенные ресурсы. Многие жертвователи декларируют при этом, что были бы готовы «пожертвовать» средства вычета вместе с суммой основного пожертвования. Мы провели собственный анализ поступлений в восемь крупнейших благотворительных фондов и посчитали, сколько средств в теории они могли бы получить, если бы у нас, по примеру ряда других стран, действовала такая возможность. Если бы это сделала половина физических лиц - жертвователей этих фондов, речь шла бы о 157 млн рублей. Это очень большие деньги. Для понимания, широко известная с положительной стороны Программа поддержки НКО Минэкономразвития оперировала суммой до 600 млн рублей на поддержку проектов во всех регионах России.
Законопроект, который позволял бы делегировать право получать твой вычет организации, которой совершено пожертвование, разработан. И уже пять с половиной лет чиновники в Правительстве РФ переписываются между собой о том, что поддерживают поправки. Но закон так и не принят. Насколько я знаю, Вячеслав Викторович Володин с предложениями ознакомлен и концептуально тоже поддерживает. Хотелось бы, чтобы Парламент подключился и принял, наконец, закон!
Второе. Граждане могут делать пожертвования из части своего дохода без уплаты налога на пожертвованную сумму, а организации – нет. Более того, юридические лица могут относить на затраты при определении базы по налогу на прибыль в определенном объеме рекламу, включая участие в выставках, проведение розыгрышей и изготовление для них призов, но не финансовую поддержку некоммерческих организаций. Последние, в свою очередь, создают налогоплательщикам положительный имидж и соответствующий «рекламный» эффект от них долгосрочный, а устойчивость НКО от такой поддержки повышается. Давайте уже начнем создавать стимулы для пиара делами, а не бесполезными акциями? Предложения по этим поправкам (в абзац 5 п. 4 статьи 264 - про лимиты на иные виды рекламы в рамках одного процента выручки от реализации) тоже сформулированы и есть в Правительстве РФ.
Обе меры - это не новые льготы, а грамотное администрирование уже существующих льгот!
Третье. Поддержка некоммерческого сектора экономики - не обязательно прямые действия и вложения. Иногда это - отсутствие действий, например избыточного регулирования и сбора с организаций всевозможной информации, которая потом никак не используется. В один Росстат НКО сдают до 59 форм отчетности. А ещё есть ФНС, Минюст, социальные фонды, доноры и т.д. Можно было бы хотя бы ввести дифференциацию по размеру, как для бизнеса (микропредприятия, субъекты малого и среднего предпринимательства и другой бизнес имеет разную нагрузку).
Четвертое. Речь не просто про снижение административной нагрузки на НКО по заполнению многочисленных форм отчетности, а про повышение качества управленческой статистики по третьему сектору. Например, в рамках статистики по СО НКО информация о сотрудниках, деньгах, мероприятиях и т.д. обобщается и дается одной цифрой по совокупности самых разных организаций - от фонда "Подари жизнь" до Аналитического центра при Правительстве РФ и Агентства стратегических инициатив. Вряд ли в таком виде это кому-то полезно. Другой пример: дублирующую информацию, но в разных формулировках, с НКО собирают разные ведомства. Потом выясняется, что за один и тот же год, под данным Росстата, у 140 тыс. НКО было 3,329 млрд средств в целевых капиталах, а по данным ФНС в абсолютно всех целевых капиталах за этот же период - 2,465 млрд. На основе чего тогда, например, Госдуме проектировать свои решения, кому верить?
Подробнее:
О рекомендациях по изменению законодательства: проблематика и предложения.
Законопроект о внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса РФ («гифт эйд»)
Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с совершенствованием механизмов формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций