Представители Минюста и Верховного Суда поддержали инициативы адвокатского сообщества
30 мая на площадке Комитета гражданских инициатив состоялся круглый стол «Обеспечение необходимых гарантий адвокатской деятельности» , организованный рабочей группой Общероссийского гражданского форума « Развитие адвокатуры » совместно с Центром правовой и судебной информации РАПСИ.
Дискуссия собрала за одним столом представителей адвокатского сообщества, научно-исследовательских учреждений, а также представителей органов исполнительной и судебной власти. В частности, в работе круглого стола приняли участие заместитель министра юстиции РФ Денис Новак и секретарь пленума Верховного Суда РФ, председатель Совета Судей РФ Виктор Момотов. Вел дискуссию вице-президент Адвокатской палаты г. Москвы, координатор рабочей группы ОГФ «Развитие адвокатуры» Вадим Клювгант.
Собравшиеся обсуждали подготовленные рабочей группой ОГФ проекты правовых норм, направленных на повышение эффективности адвокатской деятельности и укрепление гарантий независимости адвокатов. Предложения экспертов ОГФ уже прошли экспертизу профессионального сообщества, а также были дополнены и скорректированы с учетом замечаний специалистов по итогам совещания в Министерстве юстиции РФ под председательством заместителя министра Дениса Новака 28 марта 2018 года.
Координатор рабочей группы ОГФ, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы Андрей Рагулин сделал краткий обзор предлагаемого пакета законодательных инициатив. В частности рабочая группа предлагает:
· ввести административную и уголовную ответственность за незаконное воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката и (или) незаконное вмешательство в эту деятельность;
· придать удостоверению адвоката статус документа, удостоверяющего личность при осуществлении профессиональной деятельности и позволяющего эффективно реализовывать адвокату свои права и обязанности;
· предусмотреть в положениях УПК РФ возможность получения адвокатом, участвующим в уголовном деле, сведений, составляющих охраняемую законом тайну, конфиденциальную информацию, на основании судебного решения, принимаемого в соответствии с предлагаемой ст. 165.1 УПК РФ. Также предложены изменения в ряд Федеральных законов, с целью расширения права адвоката получать по запросу сведения, составляющие охраняемую законом тайну, если они запрашиваются в отношении лица, которому адвокат оказывает юридическую помощь.
· усовершенствовать процедуру ознакомления подозреваемого, обвиняемого, адвоката-защитника с материалами уголовного дела как в ходе предварительного расследования, так и по его окончании, в том числе предусмотреть возможность ознакомления с документами, которые составляются по результатам не только следственных, но и иных процессуальных действий, предусмотреть гарантии от изменения нумерации и дополнения материалов уголовного дела после ознакомления с ним по окончании предварительного расследования, предусмотреть возможность стороны защиты получать заверенные копии материалов дела, в т.ч. в ходе осуществления предварительного расследования, а также описи материалов дела;
· усовершенствовать процедуру составления протокола судебного заседания по уголовному делу путем введения в число безусловных оснований для отмены или изменения приговора такое основание как отсутствие результатов аудиопротоколирования при ведении протокола судебного заседания;
· уточнить содержание прав защитника и прав адвоката как участника производства по делу об административном правонарушении.
По мнению Вадима Клювганта, у адвокатского сообщества, выступающего за скорейшее принятие предлагаемых инициатив, « есть все основания для оптимизма, так как обсуждение этих законодательных норм проходит с участием представителей профильного министерства и судейской власти и концептуально ими поддерживается ». Между тем, работа над документом продолжается и высказанные в ходе сегодняшней дискуссии замечания и дополнения будут учтены рабочей группой ОГФ.
Дискуссию вызывало предложение о введении ответственности, в том числе и уголовной, за незаконное воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката. По словам Дениса Новака, профильные специалисты Минюста считают, что предложение ввести ответственность за воспрепятствование адвокатской деятельности должно быть законодательно уравновешено ответственностью самих адвокатов за совершение незаконных действий.
В качестве контраргумента участники круглого стола отмечают, что в законе нет специально прописанных норм об ответственности за совершение незаконных действий, например, журналистами. Люди этой профессии - так же, как и адвокаты, - являются представителями гражданского общества, а не органов власти. И любые их правонарушения уже регулируются существующими нормами административной или уголовной ответственности.
Президент Адвокатской Палаты Удмуртской Республики Дмитрий Таланов отметил, что зеркальные нормы могут работать «только в нормально действующей системе, а не в «зазеркалье», где одно зеркало всегда мутнеет, и любые, казалось бы, проадвокатские новации удивительным образом со временем начинают работать против нас ».
Практикующий адвокат Даниил Берман обратил внимание на случаи, когда воспрепятствование адвокатской деятельности происходит еще на стадии вступления в дело, и адвокату не дают доступа к подзащитному. Решить эту проблему, с одной стороны, поможет изменение статуса удостоверения адвоката, а, с другой стороны, по его мнению, необходимо предусмотреть возможность направления в правоохранительные органы электронного уведомления о вступлении адвоката в дело.
Идею перехода на систему электронного документооборота продолжил Виктор Момотов. Он отметил, что цифровые технологии, в том числе технология блокчейн, сделают невозможным фальсификацию материалов дела, а также способны упростить и саму процедуру ознакомления подозреваемого и адвоката с делом.
По итогам обсуждения законопроект, обеспечивающий гарантии адвокатской деятельности, будет доработан рабочей группой ОГФ.