Программа ОГФ-2019. Хрен редьки не слаще: оппортунизм ведомств vs оппортунизма НКО. Центр ГРАНИ приглашает к дискуссии  

Программа ОГФ-2019. Хрен редьки не слаще: оппортунизм ведомств vs оппортунизма НКО. Центр ГРАНИ приглашает к дискуссии  

На ОГФ-2019 Пермский центр ГРАНИ проведет дискуссию «НКО и ведомства – как преодолеть новый застой?»  Один из модераторов дискуссии, Константин Сулимов, формулирует проблему и приглашает ее обсудить. 

Кажется, что деятельность НКО в России невозможна без контакта с государством. И чем лучше этот контакт, тем лучше деятельность.

Не то чтобы это уникально российская ситуация – любой действующий субъект в любом современном государстве время от времени взаимодействует с публичными органами. Но взаимодействие бывает разным. 

Например, условно техническим, т.е. сведенным к набору относительно элементарных операций, которым можно научиться и дальше выполнять их с минимальными для основной деятельности издержками, а возможная ошибка тоже будет технической и так же технически будет исправляться – уведомил о создании, подал элементарную отчетность, и точка. 

Или взаимодействие может быть критически важным для самой возможности осуществления некоммерческой деятельности – в силу зависимости от государственного финансирования, иных форм поддержки, характера государственного контроля и надзора, в целом нормативной среды, большой роли государства в самих сферах деятельности НКО, пристрастного внимания к источникам финансирования и т.д. И тогда успех некоммерческой деятельности определяется не только внутри ее самой, но и качеством контакта с государством. Очевидно, что Россия, по преимуществу, представляет собой второй случай. 

При этом российское государство в декларациях вроде бы совсем не против того, чтобы использовать потенциал НКО для – говоря широко – развития страны. И время от времени оно даже запускает конкретные кампании – в рамках повышения качества государственного и муниципального управления, совершенствования контроля и надзора, доступа негосударственных субъектов к оказанию услуг в социальной сфере за бюджетный счет и прочего  –  которые открывают окна возможностей для НКО, способствуют повышению качества взаимодействия и т.п. 

Но успех этого всего под большим вопросом. Взаимодействие по-прежнему плохо предсказуемо, часто сопряжено с большими издержками, оно спорадическое и неравномерное во времени, в различных сферах и территориях. Например, невзирая на реформу контроля и надзора в стране, Минюст расширяет контроль НКО, в т.ч. теперь над общественными объединениями без регистрации. Причём в самой архаичной форме - сплошная отчетность, никакого риск-ориентированного или цифрового контроля, и вообще без обоснования его повышающейся эффективности и общественной результативности. Как говорится в докладе Минэкономразвития о поддержке СОНКО, ведомства здравоохранения в два раза сократили передачу услуг НКО в 2018 году по сравнению с 2017 годом, невзирая на соответствующие поручения Президента, «комплекс мер», «дорожную карту» и т.д.

Причин тому, очевидно, много, но среди них бросается в глаза оппортунизм государственных ведомств – ведь «государство» –  это всего лишь абстракция, а реально действуют конкретные структуры, которые ведут себя как им удобно, то есть привычно, понятно, целесообразно и т.п. «Государственная политика»  – это не их политика, а всего лишь один из элементов среды их существования, который требует учета для обеспечения удобства существования. 

Но, может быть, нужно говорить не только об оппортунизме ведомств, но также об оппортунизме самих НКО? Ведь они тоже часто действуют как им удобно. Если, например, можно решить проблему через прямой контакт с первым лицом – страны, региона, муниципалитета, министерства и т.д. – то, наверное, многие, если не большинство, так и сделают, проигнорировав общие для всех процедуры и правила. Если кому-то удалось получить государственное (муниципальное) помещение, или контракт, или субсидию для своей организации, то будет ли его всерьез заботить, каким образом они получены, и есть ли такая возможность у других? 

Очевидно, что это  – вполне рациональная позиция в отношении и работы со своими целевыми группами, и собственного выживания (но так же, собственно, рациональна и позиция ведомств). Но это рациональность партикуляристская и ближнего боя. Таким образом нельзя изменить общую ситуацию, она скорее цементируется, потому что два оппортунизма только усиливают друг друга, а значит, упускаются и потенциальные индивидуальные выгоды настройки качества среды некоммерческой деятельности. Ведь даже решение, принятое первым лицом, потребует его реализации его подчиненными, которые тоже будут действовать оппортунистически  – со всеми вытекающими в отношении разных издержек и качества конечного результата последствиями. 

Вопрос, собственно, в том, возможны ли рациональные стратегии, размыкающие этот порочный круг оппортунизма, и каковы они? 

Навскидку, еще до начала дискуссии, которая  пройдет на ОГФ 30 ноября, видно, что   можно обсудить несколько стратегических направлений. Стратегию выхода – как  минимизацию взаимодействий с государственными органами  в определенных условиях. Стратегию построения локальных благоприятных экосистем в отраслевом и/или территориальном отношении (локальных оптимумов). Стратегию «самодисциплины» – отказа от действий, приемов, которые питают оппортунизм ведомств. Стратегию продолжения партнерства в настройке  государственной политики – КНД, доступ СОНКО (комплекс мер, рейтинг регионов).

Подать заявку на участие в ОГФ-2019 можно здесь до 15 ноября.

Полная программа опубликована здесь.

Следите за анонсами и событиями ОГФ-2019:

https://civil-forum.ru/

Facebook

ВК

YouTube

Аккредитация журналистов на ОГФ-2019 открыта по ссылке.

Вернуться назад