Российские потребительские организации обсудили аспекты защиты прав потребителей в цифровом мире

Российские потребительские организации обсудили аспекты защиты прав потребителей в цифровом мире

Площадка «Права потребителей» продолжает свою работу и обращается к важнейшей проблематике настоящего и будущего – защите прав и интересов потребителей в цифровом мире.

20 апреля 2017 года координатор площадки ОГФ «Права потребителей» Дмитрий Янин провел круглый стол на тему «Защита прав потребителей цифровых услуг» в рамках Х Конгресса Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). В мероприятии приняли участие представители 25 потребительских организаций из 16 регионов России.

Поскольку защита прав потребителей в цифровом мире является относительно новым направлением работы для потребительских организаций, участники обсуждения отметили необходимость изучения мирового опыта и существующих подходов. В целом данная тема является ключевой в повестке международного потребительского движения – ей был посвящен Всемирный день защиты прав потребителей в 2017 году.

Очевидно, что развитие цифрового мира дает огромные возможности потребителям, но при этом несет множество рисков, связанных с безопасностью, защитой личных данных, доступом к услугам, сложностью разрешения споров.

Все эти риски связаны с доверием потребителей: доверием к компаниям, регуляторам, продуктам. Обеспечение надежности и безопасности цифрового мира, которому могут доверять потребители – это общемировая цель. По данным глобальных опросов, 72% людей не знают, какую информацию о них собирают компании в интернете, и только 31% утверждают, что понимают свои права на эти данные[1]. Более 80% потребителей в мире считают, что необходимо разработать новые правила того, как правительства, компании и другие пользователи могут собирать и использовать их личные данные[2]. Кроме того, людей волнует рост объёмов собираемых данных, фактическая потеря приватности. В 2016 г. 57% потребителей 24 стран мира заявили о том, что они сильнее обеспокоены приватностью своих данных онлайн сегодня, чем два года назад[3].

Важно также понимать, что безопасность данных и обеспечение приватности не может обеспечиваться за счет снижения доступности и качества продуктов и услуг, ограничения деятельности добросовестных участников рынка.

Во многих странах мира правительства сталкиваются с вызовами, которые требуют изменения подходов к регулированию сфер цифровой экономики, в т.ч. электронной торговли, предоставления услуг онлайн. Россия – не исключение. Безусловно, что ответы на вызовы цифрового мира должны быть сформулированы с участием организаций гражданского общества.

По итогам круглого стола участники обсуждения отметили, что необходимо максимально эффективно использовать межфорумный формат работы ОГФ для совместных усилий организаций гражданского общества, бизнеса и регуляторов по развитию надежного и безопасного цифрового мира, а также актуализации данной тематики и повышению осведомленности потребителей.



[1] http://www.ipsosglobaltrends.com/personalisation-vs-privacy.html

[2] https://www.cigionline.org/internet-survey-2016

[3] https://www.cigionline.org/internet-survey-2016#more-concerned-with-privacy


Вернуться назад