СПЧ предлагает сравнить российское законодательство об НКО с германским
В Москве при поддержке Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека прошла первая международная конференция, посвященная сравнительному анализу правового статуса некоммерческих организаций в России и Германии. Итогом цикла из трех тематических конференций станет создание масштабного исследования законодательства о некоммерческих организациях и правоприменительной практике двух стран.
В работе конференции приняли участие глава Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, члены СПЧ Елена Тополева-Солдунова, председатель Совета некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская, руководитель представительства Фонда Конарда Аденауэра в России Клаудиа Кроуфорд и другие ведущие эксперты по тематике законодательства об НКО России и Германии.
В настоящее время деятельность некоммерческих организаций в России регулируется частично Гражданским Кодексом РФ и Законом «О некоммерческих организациях». Однако в повестке дня остается вопрос о необходимости изменений законодательства, регулирующего деятельность НКО.
По мнению Михаила Федотова, исследование не ставит целью что-либо поменять в российском законодательстве, а должно помочь законодателю лучше понимать, какие требуются доработки.
«Сейчас мы стоим на пороге радикального изменения законодательства о некоммерческих организациях. Внесены серьезные поправки в Гражданский Кодекс, которые означают, что необходимо наводить порядок. На сегодняшний день российское законодательство об НКО глубоко бессистемно, запутанно, противоречиво и одновременно пробельно. И в этой ситуации тот вектор, что задает новая редакция части №1 Гражданского Кодекса РФ, позволяет сказать, что именно сейчас нам нужно все привести в порядок».
Немецкое законодательство неслучайно было выбрано для сравнительного анализа. Россия и Германия принадлежат к одной правовой семье. Германская правовая система для России традиционно более близка. Например, как отмечает Михаил Федотов, российская судебная реформа 1853 года в значительной степени опиралась на опыт Германии.
Елена Абросимова, доцент и заведующая кафедрой коммерческого права и основ правоведения МГУ, объясняет, что схожесть российской и германской правовой системы обусловлена одной базой – римским правом, которое является рецепцией в российском законодательстве норм германского права, особенно в части гражданского законодательства.
По мнению Елены Тополевой-Солдуновой, сравнительный анализ должен представлять не только научный интерес, но и практический:
«В России, инициируя новые поправки в законодательство о некоммерческих организациях, часто ссылаются на западный опыт. Было бы очень интересно разобраться и посмотреть, действительно ли есть аналоги законов в других странах, которые уже приняты или только планируются. И как они отразились на деятельности НКО. В германском законодательстве тоже есть, например, реестр НКО. Зачем он нужен? От этого жизнь некоммерческого сектора стала лучше или хуже? Для меня важно, что исследование может помочь ответить на эти вопросы».
Несмотря на различия правоприменительной практики обеих стран, председатель Совета некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская убеждена, что в нынешней обстановке любое международное сотрудничество позитивного свойства необходимо, а сравнительные правовые исследования позволят понять, как по-разному действуют похожие нормы.
Участники российской экспертной группы отметили, что отдельные статьи немецкого законодательства о некоммерческих организациях подходят для российской правовой системы, однако есть и особенности, которые в рамках российской правоприменительной практики, могут негативно сказаться на работе НКО.
Елена Абросимова: «У нас есть чему поучиться у германских коллег, например, в части регистрации некоммерческих организаций. Там процедура значительно легче за счет предоставления готовых образцов учебных документов (заявок, уставов, протоколов) представителям общественных объединений, тем более что у нас такая практика была. Это бы сильно облегчило регистрацию некоммерческих организаций в России, и я уверена, что и органам юстиции, которые занимаются регистрацией, было бы гораздо удобнее. Я не могу сказать, что все в германском законодательстве замечательно, потому что, например, если бы у нас, так же, как в Германии, отдали регистрацию НКО в суды, представители судебной системы были бы очень довольны таким поворотом дел. Или, например, чтобы вместо Министерства юстиции вопросами некоммерческих организаций занималось Министерство внутренних дел, как это происходит в Германии, – это тоже не было бы плюсом для российских некоммерческих организаций».
Авторы исследования планируют сравнить не только особенности законодательной системы двух стран, но и проанализировать российскую и германскую правоприменительную практику.
Михаил Федотов подчеркивает, что сравнение не подразумевает выявления того, где лучше, а где хуже:
«Речь о том, чтобы увидеть разные правовые модели и иметь возможность их сравнить. Я полагаю, что это очень полезно и для проведения реформы законодательства о некоммерческих организациях. Нам очень важно найти правильные терминологические подходы и классификацию, поэтому мы с коллегами договорились, что наше исследование не будет касаться, например, правового статуса религиозных организаций, политических партий или потребительских кооперативов. Хотя они тоже некоммерческие.
Сейчас мы бьемся над тем, чтобы точно сфокусировать исследование, и убежден, что мы сможем найти этот фокус».