«Технические решения для профилактики домашнего насилия и поддержки переживших его»

«Технические решения для профилактики домашнего насилия и поддержки переживших его»

Насилие нельзя регулировать и употреблять только до известного предела. Если только допустить насилие — оно всегда перейдет границы, которые мы хотели бы установить для него.

Л.Н. Толстой

Еще в ноябре 2020 года на площадке «Доступ к праву» Общероссийского гражданского форума разработчики legal tech проектов предложили обсудить с представителями НКО технологические решения правовых проблем.

5 марта 2021 года совместными усилиями с Amnesty International было организовано мероприятие «Технические решения для профилактики домашнего насилия и поддержки переживших его» - межфорумная встреча площадки «Доступ к праву» с неравнодушными экспертами, готовыми презентовать существующие проекты.

Наталья Звягина, директор российского представительства Amnesty International рассказала о проекте «Красная Кнопка» и чат-боте в Viber. Проект создан в помощь активистам, которым угрожает опасность. Приложение Panic Button доступно для скачивания в Google Playstore. Оно помогает активистам правозащитных движений немедленно получить помощь от своих сторонников в случае если им угрожает нападение, похищение или пытки.

Мария Середа представила проект «Весна в Бишкеке». Проект — игра в жанре интерактивной истории, сюжет которой строится вокруг традиции кражи невесты. Героиня — студентка журфака, которая мечтает о стажировке в модном журнале, ведет свой блог. Планы меняются, когда ее подругу похищают с целью выдать замуж. Делать выбор игроку помогают заметки, составленные юристами, психологами и журналистами Кыргызстана. Ссылка на презентацию проекта: https://youtu.be/PS1JcuAELfw 

Катерина Митеева, представитель Amnesty International, Украина, рассказала о проекте «Всё не для дома».​ Проект - онлайн антимагазин товаров. Здесь можно приглядеться к простым вещам и абьюзерским шаблонам «Для кого ты вырядилась?!», «Кому ты такая страшная нужна». Он дает возможность остановиться и сказать «нет». Ссылка на презентацию проекта: https://youtu.be/9NEkLA5a0XY

Инга Келехсаева рассказала о проекте «Правозащитный WorkOut». Это онлайн-тренажёр, который позволяет узнать о правах человека в интерактивной форме — на основе реальных дел, рассмотренных Европейским судом по правам человека.

Прямая речь:

Участник площадки «Доступ к праву» ОГФ 2020, адвокат Валерия Голянова, сооснователь LegalTech проекта Legal Implant:

«Всегда ли находясь в опасности мы можем позвонить в службу 112? Во многих случаях отсутствует возможность представиться, указать адрес и описать ситуацию и сообщить оператору о совершаемом против нас или готовящемся преступлении. 

На случай экстренных ситуаций все автомобили комплектуются кнопкой SOS Голонас. А вот у граждан, в отличие от автомобилей, такой кнопки пока нет.  

На мой взгляд, нам необходима кнопка SOS в телефонах, основная функция которой - передавать звук и координаты и не родственникам, а уполномоченным органам. Причем в отличие от службы 112, где безусловно необходимо живое общение с оператором, звук может обрабатываться посредством технологий ИИ (интеллектуального интеллекта). Ведь в ситуациях, когда человек не может открыто позвонить в экстренную службу, сделать предварительную оценку ситуации можно по анализу звуков, передаваемых телефоном, - звукам ударов, угрозам, крикам. Подобное технологическое решение может помочь широкому кругу лиц, а не только лицам, столкнувшимся с домашним насилием. Но для внедрения подобной идеи в жизнь необходима инициатива государства, причем не только в части разработки технического решения, но и нормативной базы и порядка работы экстренных служб.

Если же вы говорите о LawTech решениях, которые могут идти со стороны общественных организаций, то это могут быть конструкторы заявлений в правоохранительные органы и чат-боты с правовой информацией для потерпевших, по аналогии с чат-ботом ОВД-Инфо. Здесь важна не столько техническая сторона - удобство и понятность, но и правовая сторона. К сожалению, часто подобные технические решения создаются без участия адвокатов и юристов и содержат недостоверные, а иногда и откровенно ложные с юридической точки зрения сведения. Сервисы, готовящие некачественные процессуальные документы и дающие неверный алгоритм действий для потерпевших приводят к прямо противоположным последствиям, чем задумывали их разработчики. И конечно же, все такие сервисы должны содержать информацию о необходимости обращения к адвокатам, а не заниматься «самолечением» или прибегать к помощи лиц, не обладающих юридическими знаниями».

Елена Авакян, представитель ФПА отметила, что все представленные проекты прекрасны по своей идеологии, но им, к сожалению, не хватает масштабности. «Любые технологии, - отметила Елена, — это всего лишь вспомогательные инструменты гражданского общества. Без правильного развития этих институтов технологии так и останутся только экспериментами!»

Рабочая группа ОГФ «Доступ к праву» подготовила специальную памятку пошаговых действий для людей, попавших в затруднительную личную ситуацию. 

Мы продолжаем открытый диалог между гражданскими активистами и представителями legal tech бизнес проектов, настроенных на поддержку общественных инициатив. К участию приглашаются все, заинтересованные в создании механизмов по защите от домашнего  насилия, а также участники ОГФ. Даже, если вы не смогли принять участие в нашей сессии в прошлом году, будем рады, если вы решите присоединиться к работе нашей площадки «Доступ к праву»

С уважением и до встречи,

Ольга Бинда, координатор группы «Доступ к праву»
Наталья Звягина, директор представительства Amnesty International в России

Вернуться назад