Вся правда о sharing economy на «Правде»: итоги встречи

Вся правда о sharing economy на «Правде»: итоги встречи

В конце декабря представители ряда российских проектов, действующих по принципу sharing economy, собрались в ДК «Делай сам/а». Встреча была посвящена обсуждению того, какие закономерности и факторы позволяют одним sharing-проектам «взлетать» и процветать, а другим – терпеть неудачу и закрываться. И где те «грабли», которых следует остерегаться, запуская проект в модели sharing economy.

Мероприятие состоялось в рамках цикла “Sharing economy: городская экономика участия”, организованного ДК|ДС и Общероссийским гражданским форумом при поддержке Комитета гражданских инициатив. Sharing economy — экономика обмена или участия, «долевая» экономика – активно развивается в мире и в России, вызывая большой интерес и много дискуссий.

Во встрече приняли участие спикеры 4-х российских проектов:

1) Проект DaruDar – один из старейших российских sharing проектов: более 400 тысяч участников сообщества из России и других стран подарили друг другу уже 4 миллионов даров.

Проект представил Анвар Кадыров, сооснователь DaruDar.

2) Проект «Фудшеринг» — динамично развивающееся сообщество «фудсейверов», «спасателей» еды от попадания на свалки. Активно действует в мире, теперь и в России.

Проект представила Анна Успенская, организатор движения “Фудшеринг Москва”. 

3) Проект «Крок и Зябра» – проект, который позволяет любому поделиться ставшими ненужными детскими вещами, а тем, кому они действительно нужны, получить их бесплатно или купить по минимальным ценам.

Проект представил его основатель Сергей Ребриёв, ему помогала соосновательница проекта Татьяна Крайтор.

4) Проект «Бедная Художница» (DIY ART HELP) — платформа взаимопомощи художниц, которая помогает делиться материалами для творчества.

Проект представила Полина Музыка, художница, администратор сообщества.

В предлагаемом обзоре мы представим итоги состоявшейся встречи:

  1. Вначале кратко расскажем о каждом проекте, как о нем говорили спикеры, принявшие участие в дискуссии;
  2. Затем представим их точки зрения на причины успеха и неудач проектов в модели экономики обмена.

Полная видеозапись встречи доступна по ссылке.

О проекте DaruDar


В начале своего выступления Анвар Кадыров, сооснователь проекта DaruDar, показал отрывок из игры «Что? Где? Когда?» 1992 года, где знатокам был задан вопрос о событиях тысячелетней давности. Вопрос был таков: в древности разбойники нападали на ту деревню, где много людей и много тандыров, или на ту деревню, где много людей и мало тандыров? (тандыр – это печь-жаровня для приготовления пищи у народов Азии). Правильным вариантом оказался первый: если в селении много людей и мало тандыров, значит в одном тандыре пекут лепешки сразу несколько семей, а значит народ живет в этом селе дружно, и на такое селение раньше разбойники не нападали.

Этот пример рассказчик привел для иллюстрации того, что желание и готовность делиться существуют уже тысячелетия. И именно такая практика сплачивает сообщество. Особенность проекта DaruDar в том, что он использует информационные технологии, чтобы воссоздавать экономику дара, которая всегда существовала, на новом уровне, облегчать дарение вещей и услуг и делать ихмассовой понятной социальной практикой. Участники сообщества – 400 тысяч человек из разных стран (Россия, Беларусь, Казахстан, Украина, Израиль и Германия), которые подарили друг другуоколо 4 млн даров. В день совершается около 2500 даров.

«Важно понять, что мы не являемся противниками денег или конкуренции. Однако только денег и конкуренции мало, жизнь более сложная и многообразная, есть институты, гигантские сектора, где деньги не работают», - рассказывает Анвар Кадыров. – «Мы применяем много интернет-инструментов, т.к. сообщество уже большое и невозможно им управлять в ручном режиме. Большую ставку делаем на самоорганизацию. Например, нужны модераторы, чтобы просматривать 2500 даров. Мы создали инструменты, дали их людям и они сами модерируют, распределяя нагрузку между собой. Есть другие формы самоорганизации, связанные с логистикой, например, доставка или хранение даров».

Случается, что люди сами придумывают новые форматы, так были придуманы общие встречи: люди собираются самостоятельно, а DaruDar дал им инструмент для организации встреч.

О проекте «Фудшеринг»


Проект создан для того, чтобы связать организации, у которых остается еда в конце дня (кафе, рестораны и т.д.), и которую они вынуждены выбрасывать, с людьми, готовыми эту еду забирать. Проект позиционирует себя как экологический, т.к. борется против выбрасывания продуктов питания. Экономика обмена проявляется в 2-х моментах. Первый момент - когда компания проявляет сознательность и добрую волю и принимает решение отдавать излишки еды людям бесплатно вместо того, чтобы выбрасывать ее. Второй момент - когда волонтеры забирают эту еду. Обычно человек получает несколько килограммов однородной еды и дальше распределяет ее на свое усмотрение между желающими ее получить. Четких требований, куда и как ее раздавать, нет. В основном люди предпочитают делиться с нуждающимися – многодетными, пенсионерами и т.д. С одной стороны, это нагрузка на человека, с другой стороны – это то, что привлекает: желание кому-то помогать, не тратя на это собственных денежных ресурсов. В Германии уже несколько лет существует подобный проект, опыт которого изучили организаторы движения в Москве и в Питере. На данный момент с российским проектом «Фудшеринг» сотрудничают несколько десятков организаций, за время существования проекта было спасено более 30 тонн еды в 2 городах, проект продолжает расширяться. «Мы хотели бы перейти к сотрудничеству с крупными торговыми сетями, потому что на настоящий момент с нами сотрудничают небольшие организации - кафе, рестораны и т.д. Именно у крупных сетей происходит наибольшая растрата продуктов, которые вывозятся на свалки. Это позволит нам спасти огромное количество еды и раздать большому числу людей», - делится опытом Анна Успенская.

Если говорить о сложностях, то в связи с тем, что проект новый, они в основном организационного характера. Организаторам нужны активные помощники, волонтеры, координаторы, которые будут помогать - не просто действовать по инструкции, а будут вместе продумывать, как решать задачи.

«Привлекать участников довольно легко, т.к. когда речь идет о бесплатной еде, то все готовы участвовать, забирать еду, но в какой-то момент люди сталкиваются с трудностями, например, они понимают, что нужно взять все, что им дают, искать, куда раздавать, тратить время и силы на это. Приходится объяснить, что нужно не только получать, но и тратить усилия. И когда люди это делают, то начинают получать удовольствие. Ты заводишь новые связи, знакомишься с новыми людьми, расширяется твое представление о мире. Если говорить об организациях, которые отдают еду, – то здесь похожая проблема. Иногда нелегко убедить сотрудников сделать усилие, чтобы вступить в проект. Но когда это получается, то сотрудники, которым раньше приходилось выбрасывать еду, рады, что они могут этого не делать и отдавать её тем, кому она нужна».

О проекте «Крок и Зябра»


Проект совсем молодой, запустился официально 1 августа 2016 года, меньше чем через месяц после того, как его придумали основатели, еще через 3 месяца открылся магазин. Это проект для детей и их родителей. Его цель - чтобы любой мог поделиться вещами, которые не нужны, но могут еще послужить (для этого нужно оставить заявку на сайте, и представители проекта приедут и заберут их у вас из дома), и любой мог купить их – сейчас это можно сделать в небольшом магазине (около 100 кв м), где за низкие цены продается часть вещей. За время жизни проекта было сделано более 200 вывозов к тем, кто оставил запрос на сайте; было собрано более 3000 кг вещей (одежда, обувь, игрушки).

Большую часть вещей (более 60%) организаторы проекта передают в интернаты - напрямую или через благотворительные фонды: либо отвозят сами, либо оправляют почтой, либо приезжают волонтеры и отвозят их в детские дома. В магазине выставлено около 15-20% того, что собрано.

«Еще одна цель проекта – уменьшать количество выкинутых или лежащих без дела вещей, мы поддерживаем идею повторного использования, тем более что детские вещи чаще всего в хорошем или отличном состоянии», - рассказывают основатели.

Из факторов успеха организаторы проекта называют короткий срок жизни детских вещей. Это понимание - из личного опыта – у Сергея и Татьяны есть дети и они начали проект с разбора собственных балконов и гаражей.

Основные проблемы связаны с логистикой – приходится вывозить вещи из совершенно разных точек Москвы и Подмосковья. Есть также проблема с тем, что часть вещей – в плохом состоянии, выбрасывать их не поднимается рука, поэтому такие вещи пока складируются.

О проекте «Бедная Художница»


Сообщество появилось в начале 2015 года, его модерируют две основательницы. Суть сообщества состоит в обмене материалами для творчества. Участники посылают на модерацию или публикацию сообщения о том, какие им нужны материалы или чем они хотят поделиться. Сейчас в сообществе около 4000 человек - из России, Украины, Беларуси. Довольно много людей смогли найти себе что-то полезное, есть постоянные очень активные участники.

Чтобы лучше структурировать информацию и ее поиск, есть серия хештегов, которые нужно прикреплять к сообщению (например, с названием города). Основательницы сообщества занимаются его продвижением в других тематических сообществах.

Одним из спорных моментов было то, можно ли заниматься в сообществе перепродажей необходимых для творчества материалов: в итоге ввели правило продавать материалы только за полцены или дешевле.

После самопрезентации представители проектов и гости встречи перешли к активному обсуждению – гостей интересовали разные аспекты развития проектов, факторы их успеха и трудности. Ниже представлены резюме и основные выводы дискуссии.

Один из насущных вопросов для любого проекта – вопрос финансовой устойчивости, ведь даже у некоммерческих проектов есть затраты, и чем проект успешнее, масштабнее, тем сложнее опираться на добровольческий труд. Участников разговора интересовали и возможности для монетизации.

У проекта DaruDar на данный момент 2 основных источника дохода – реклама и модель free-to-play (модель, которая пришла из игр в другие сектора, когда базовый функционал бесплатный, но есть плата за допуслуги). Например, за каждый дар принято благодарить, есть бесплатная форма благодарности, а если пользователь хочет красиво поблагодарить – есть специальные открытки, которые можно купить. По словам Анвара Кадырова, для того, чтобы сделать скачок, например, чтобы другие sharing- проекты могли находить волонтеров для своих проектов, как «Фудшеринг», или находить возможности бесплатной доставки, как «Крок и Зябра», и в целом для создания подобных технологий, требуется серьезный финансовый ресурс. Пока же хватает средств на поддержание инфраструктуры. Проект планирует развивать услуги для физлиц и компаний, в частности, нерекламные услуги, связанные с КСО (корпоративной социальной ответственностью).

DaruDar относит себя к социальному предпринимательству, поясняя, что под этим имеется в виду организация, ставящая определенные социальные задачи, при этом средством получения финансов являются некие бизнес-модели, которые позволяют эти задачи решать.

«У нас в мире переизбыток конкуренции - не хватает кооперации», - отмечает Анвар Кадыров.

Потенциал корпоративного сектора как партнера в части монетизации отметил и проект «Крок и Зябра». Также основатели изначально понимали, что будут серьезные затраты и поэтому запустили магазин с расчетом на то, что примерно в течение полугода получится выйти на точку безубыточности (хотя в магазине и низкие цены). Пока проект развивается на собственные средства основателей.

Проект «Фудшеринг» отметил, что особо не нуждается в финансах и обходится силами волонтеров, у которых, впрочем, бывают трудности с тем, чтобы совмещать основную работу с волонтерством. Проект не планирует монетизацию и хочет развивать социальную составляющую. «Мы не видим способа сделать проект эффективным с помощью денег, нужны скорее организационные ресурсы, волонтеры», - отмечает Анна Успенская.

Проект «Бедная Художница» отметил, что пока добровольческих сил двух его администраторок хватает и проект не планирует разрастаться, поэтому финансовых трат не требуется.

Собравшихся интересовал вопрос о мотивации участников сообщества проектов, что ими движет.

DaruDar рассказал о большом исследовании одной новосибирской студентки, которая изучала мотивацию участников сообщества. Первое место занимает нематериальная мотивация, желание помочь другому человеку. Существует и материальная мотивация: у человека есть зарплата, это ограниченный ресурс, а DaruDar – инструмент, который позволяет получать блага в виде вещей и услуг.

Команда проекта «Крок и Зябра» подтвердила, что большая часть людей готовы отдавать, а не брать.

Анна Успенская рассказала, что у участников фудшеринга разная мотивация. Бесплатная еда – одна из них, есть также социальная составляющая: людям нравится общаться друг с другом, когда кто-то приходит, забирает еду, благодарит, это возможность завести новые связи.

Если говорить об организаторах – то для них это самореализация: проект молодой, много нерешенных проблем, огромный простор для творчества и воплощения своих идей.

Возник вопрос, что будет с проектом, который часто зиждется на личной энергии и мотивации основателя, если основатель по каким-то причинам не сможет им заниматься.

«Фудшеринг» старается строить проект так, чтобы все точки, которые сотрудничают с проектом, могли продолжать это делать без влияния организаторов. «У нас много таких локальных организаторов, которые отвечают за сотрудничество с конкретными точками. Если организаторы уйдут в свои дела, то проект останется как есть, просто не будет развиваться», - делится Анна Успенская. В то же время, по ее словам, есть огромное желание и мотивация развивать проект, выходить на новый уровень.

Основатели «Крок и Зябра» говорили о том, что только начали и рассчитывают, что их мотивация долго не кончится. В то же время, планируют довести проект до момента, когда даже если от него придется отойти, проект мог бы продолжаться. «Важна эмоциональная составляющая, достаточно съездить в детский дом в регионе, посмотреть, как они живут. Так что вопрос с мотивацией у нас не стоит», - признается Сергей.

Анвар Кадыров из DaruDar рассказал, что основная мотивация основателей, которая сохранятеся уже много лет, – нематериальная, раскрытие себя, своих мыслей, проектов, идей. В то же время, много задумок и идей, которые воплощаются, связаны с самоорганизацией. «Это вопрос социальной привычки, образования, инструментария - если вы все это сделаете и если даже находитесь в тени, то все это прекрасно функционирует. Мы в этом много раз убедились. Если делаешь систему открытой и прозрачной и даешь инструментарий, то это как вопрос о прямой демократии – страшно это или нет? Даже если есть какие-то моменты неадекватного поведения, если человек действует не по правилам, не по традициям, под которыми он подписался, то это быстро блокируется самим сообществом », - делится Анвар.

Проект «Бедная Художница» выстроен так, что сообщество может работать без вклада администратора.

Прозвучал вопрос и о численности организаторов проекта: силами какого числа людей он поддерживается и развивается.

В проектах DaruDar и «Крок и зябра» - это 3-4 страстно горящих идеей людей.

В вывозах еды проекта «Фудшеринг» принимают активное участие около 200 человек (около 600 зарегистрированы как участники), при этом главная задача – найти организаторов; раздать еду – такой проблемы не стоит.

В конце встречи ее участники попытались понять, какие же есть факторы успеха одних проектов sharing economy и неудачи других.

По мнению Анвара Кадырова, для успеха важно чтобы то, что вы делаете, отражало ваше мировоззрение, ваш характер, ваши мечты. «Важно, когда есть что-то очень личное, что у вас внутри сидит и свербит, то, что вы чувствуете и понимаете. Это может быть какая-то проблема, какая-то боль, какая-то идея. Это у вас внутри, это неотъемлемая часть. Тогда у вас все получится».

Сергей Ребриев подтвердил, что для успешности проекта основатель должен внутренне гореть им, а также быть готовым справляться с неудачами, которые неизбежны.

Также, по его мнению, важно понимать, что люди любят приобретать эмоцию и играть на этом. Например, отдавая вещь, которая станет нужной кому-то, они получают эмоцию.

Анна Успенская отметила, что для успешности проекта важно уловить те тренды, потребности и стремления людей, которые уже существуют, и опираться на них: «Люди сами обмениваются детской одеждой, люди что-то друг другу дарят и хотят дарить больше. Важно увидеть потребность и сделать удачный инструмент для ее реализации».

В качестве причин неудач основатели проектов упомянули попытки делать какой-то проект с нуля, не видя, что это кому-то нужно в обществе, а также внутренние ограничения самих основателей, когда недостаточно личной уверенности в успехе проекта и неготовность преодолевать неудачи.

Основатели «Крок и Зябра» рассказали о препятствиях в виде ментальных установок – например, в их случае, люди стесняются того, что они покупают своим детям б/у вещи. В то же время, они уверены, что с такими установками можно и нужно работать.

В конце разговора спикеры подчеркнули важность того, чтобы в обществе появлялось больше проектов sharing economy и выразили готовность больше работать, больше рассказывать о себе, продвигать свои инициативы, чтобы проекты становились массовыми и в обществе формировалась культура участия и обмена.

Полная видеозапись встречи доступна по ссылке.

Вернуться назад