Выступление Алексея Кудрина на открытии Общероссийского гражданского форума

Выступление Алексея Кудрина на открытии Общероссийского гражданского форума

Хочу поприветствовать всех участников Общероссийского гражданского форума! Я не один был его инициатором. Со мной сидят все коллеги - это совместная инициатива. А участникам большое спасибо, что вы приехали. Сегодня нам будет о чем поговорить и в конце дня мы нащупаем первые ответы на злободневные вопросы по повестке для России.

Мы переживаем новый этап развития нашего общества. В нулевые годы высокий экономический рост способствовал повышению благосостояния. Он также сопровождался и тем, что государство оставалось монополистом на политику. Сейчас мы преодолеваем это. Мы должны уходить от вертикали власти и балансировать ее с горизонталью общественных отношений. Без структурированного гражданского общества мы не сможем решить новые задачи, которые перед нами стоят.

Исторически эта задача встала. Она не была в полной мере решена ни в царский, ни в советский период, когда не было таких возможностей. Поэтому как современное общество, в том числе с особой ролью гражданского общества, оно формируется только сейчас. Мы проходим первые шаги роста и формирования, но, с другой стороны, могу уже сказать с уверенностью – гражданское общество есть, и присутствующие здесь люди это подтверждают.

Здесь собрались люди дела, то есть те, кто уже совершил очень серьезные вещи в жизни. Без опоры на власть, а иногда вопреки этому. Мне Ирина Ясина говорит об этом. С этим я познакомился здесь еще ближе.

Мы катастрофически не имеем полной информации о государстве, о различных сторонах жизни. Иногда она закрыта, иногда ее просто нужно начать собирать. Этим нужно начинать заниматься. И многие присутствующие здесь, собственно, этим занимаются. Проблемами полиции, проблемами в других сферах. Бюджетные проблемы, экологические - просто мы даже иногда не знаем, чем мы болеем, сколько у нас проблем в обществе. И с этого необходимо начинать.

Первое – это открытость, это прозрачность. Второе – это обсуждение, дискуссия по всем этим вопросам. Безусловно, свобода слова и свобода СМИ - это главное звено, но их должно начать обсуждать все гражданское общество. Граждане. Структурировано, на различных площадках, в интернет-сообществе. Без этого не будет дальнейшего развития.

Следующий момент. Те, кто здесь собрались, хорошо знают, что не всегда приветствуются действия независимых, неподконтрольных структур. Всегда контролировать, управлять - это была общая позиция власти. Но сегодня мы должны изменить ситуацию. Общество должно контролировать власть. И здесь мы будем иметь целую серию дискуссий или решений, направленных на формирование нового закона об общественном контроле. Действий, которые осуществляют НКО, неформальные организации, обсуждая их, вырабатывая решения. Общественное мнение должно повлиять на эти решения. И я готов этому способствовать. Это необходимо было и раньше, но я в силу своих обязанностей на прежнем месте работы больше общался с предпринимательскими сообществами.

Безусловно, активность власти стала расти, она предприняла шаги, которые сдерживают и даже дискредитируют. Это закон об иностранных агентах, вы знаете мою позицию по нему. КГИ по этому вопросу активно высказался. Этого закона не должно быть. Или мы должны его переделать принципиально, поскольку можно больше открытости иметь и гражданскому обществу и НКО: все отчитываются и сдают свои отчеты в Минюст. Но не должно быть унижения, оскорбления, проверок, которые просто мешают работать. Без этого должно происходить раскрытие информации, в том числе о деятельности НКО.

Мы будем формировать и совершенствовать другие законы. Сегодня пройдет обсуждение вопросов по ключевым секциям, по большим и малым кругам, и, тем самым, в конце дня, уверен, мы назовем самые актуальные проблемы, над которыми хотим вместе работать.

Очень важное обстоятельство, что мы здесь все собрались, что мы есть, что мы - сила, что мы друг с другом будем обсуждать лучшие практики, у кого как получается. Впоследствии, уверен, будет проходить дополнительное обучение по вопросам, как лучше создавать НКО, как лучше работать этим организациям, как собирать деньги в новых условиях.

Еще раз приветствую всех здесь присутствующих. За два года я столько объехал регионов, познакомился с новыми людьми. В зале много моих новых друзей. Уверен, что в результате нашего форума их прибавится.

Ирина Ясина: - Общественная активность на низовом уровне упирается в то, что в том месте, где она должна произрастать, вообще нет денег. Так сложилась налоговая система в нашем государстве, что все налоги уходят наверх. Можно ли изменить эту ситуацию и будет ли она меняться?

Алексей Кудрин: - Сразу подчеркну, что муниципалитет - это первый уровень, и очень серьезный, гражданского общества. Это не государственная власть, и это - самоорганизация. Там есть определенные меры свободы, в том числе введение налогов, самообложение, решение вопросов, которые только это сообщество может перед собой поставить. Где строить колонку: на одной части села или города или на другой. Это все решения самоуправления, с этого все начинается.

Почему произошло так, что средств им не хватает? В первую очередь потому, что мы имеем вертикаль власти с политической системой, при которой центр считает, что он лучше знает, как проводить реформы в регионах, как там улучшать образование.

Один из таких шагов по резкой централизации произошел, когда были объявлены национальные проекты. Может, кому-то это покажется необычным. Это примерно на 400-500 млдр руб в год увеличило расходы федерального центра. Это большие деньги. И, соответственно, дополнительные возможности передать полномочия вниз, чтобы там решалось, какие осуществлять реформы, кому повышать зарплаты - первичному или вторичному звену в здравоохранении, какие поликлиники строить. Это должны решать на местном уровне, это полномочия местного уровня власти. В данном случае списки этих реформ создавались в центре, и на них собирались и концентрировались средства.

Второй пример, самый яркий, который сыграл судьбу в моей жизни - это когда объявили что будет 20 трлн руб расходов на оборону. Я не против расходов на оборону и модернизацию вооруженных сил. Но в такой краткий период такое концентрированное выделение средств на оборону – это примерно в 4 раза повышение закупок военной техники - означает уменьшение расходов по другим направлениям. И я сразу публично сказал, что это уменьшит расходы на образование, здравоохранение, инфраструктуру - как раз на полномочия субъектов и муниципалитетов. Эти средства у них берутся.

Я тогда отметил, что на ближайшие 3 года расходы на образование, здравоохранение и инфраструктуру уменьшаются в процентах к ВВП. Но они не только на федеральном уровне уменьшаются. То же самое происходит в бюджетах субъектов, потому что они не получают достаточного финансирования. У них нет тех ресурсов, а те, которые у них есть, они вынуждены перераспределять на целевые указания, программы, плюс у них прибыль упала на 20% за год. Это источник субъектов Российской Федерации, поэтому они, как минимум не растут в своих доходах. А задачи-то растут. Проблемы растут ежегодно. Произошла централизация решений: мы в центре все знаем.

Я не соглашался с этой позицией. Многие считают, что я такому положению дел способствовал. Нет. Когда эти решения принимаются, они обеспечиваются - спускается проект соответствующего документа в Думу. Когда я ушел 2 года назад, первым делом написал статью про десять дел, которые мы ждем от правительства. И один из пунктов - это как провести такую децентрализацию доходов/расходов. Можно передать часть источников, можно передать их с полномочиями. Тогда будет больше маневра в этих расходах.

Безусловно, федеральный уровень должен сократить расходы и сократить их прежде всего по тем направлениям, которые относятся к федеральному ведению. Пока этого не происходит. Без этого регионы попадут в еще худшую ситуацию. Например, сейчас сокращаются инвестиции из бюджетов субъектов и муниципалитетов. Их там и так было не столько, сколько надо. Но они сокращаются. Их съедает социалка, съедают зарплаты, которые приходится держать в условиях, когда сами доходы не растут. В условиях стагнации доходы, как правило, не растут. А проблемы нарастают, дефициты нарастают, потому что дефициты тоже частично покрывают расходы субъектов. Уверен, что здесь нужен серьезный разворот.

Сейчас что происходит? Губернаторы стали более активны, когда их тоже прижало. Более активно стали обсуждать эти вопросы на конференциях.

Есть масса предложений, какими формами, какими налогами собрать средства. Кто-то предлагает ввести новые налоги, кто-то - передать эти налоги на места. Уверен, что это нужно делать. Это такая генеральная линия по децентрализации, в том числе, государственной власти, полномочий, финансов. Все вместе.

Вернуться назад