Елизавета Олескина о помощи пожилым людям

Елизавета Олескина о помощи пожилым людям

Директор Благотворительного фонда «Старость в радость»

Елизавета Олескина, директор Благотворительного фонда «Старость в радость».

Благотворительный фонд «Старость в радость» вырос из одноименного волонтерского движения, главной задачей которого было улучшение жизни пожилых людей в домах престарелых и уменьшение того эмоционального вакуума, в котором оказываются старики после попадания в интернат.

О фонде «Старость в радость»

– Наш фонд помогает пожилым людям в регионах России. Это и люди, проживающие в домах престарелых, и одинокие бабушки и дедушки, которые живут в своем доме. Всем нужна помощь и поддержка. Это и помощь от одиночества, и помощь в решении бытовых проблем и трудностей, потому что все пожилые люди должны жить достойно.

Какие проблемы решает ваш фонд?

– К сожалению, наше общество только начинает заниматься системно и профессионально благотворительностью. Весь сектор детской помощи, лечение больных детей, помощь детским домам, детям в трудной жизненной ситуации – это последние 10 лет. Как мы с вами помним, этот сектор строился на наших глазах.

То же самое с сектором помощи пожилым. Он только сейчас начинает выстраиваться, потому что сама старость была очень долго для нас вырванной темой, которой нет. Старость есть, а слова этого нет ни в голове, ни в умах общества, ни государства. Поэтому пока мы как общество будем делать вид, что это не про нас, что мы всегда будем молодые, что пожилые люди – это какая-то кучка маргинальных стариков, которые просят милостыню, ничего не изменится ни на государственном уровне, ни на уровне общества.

Поэтому первая большая проблема – научить людей грамотно думать и понимать старость. Понимать, что, думая о пожилых, мы думаем о будущем каждого из нас, о будущем каждого из наших детей. И когда мы как общество начнем осознавать эту проблему, думать о ней, понимать что старость может быть достойной, старость может быть в радость, тогда начнутся изменения. Хочется, чтобы это было поскорее.

Какую помощь оказывает ваш фонд?

– Мы как волонтерское движение существуем уже больше десяти лет, как фонд – уже почти семь лет, и вся наша активность всегда была направлена только на одно: на поддержку пожилого человека, какой бы ни была эта поддержка. Это и психологическая помощь, это и бытовая помощь, юридическая и финансовая, оплата операций, лечения, оплата бесконечных средств ухода, оплата дополнительного персонала по уходу. Но самая главная цель, которая всегда стоит за этой помощью, это сделать жизнь каждого человека, которому нужна помощь, каждого пожилого человека максимально достойной, активной, интересной и такой, которой бы нам самим хотелось жить. Очень важно смотреть на пожилых людей, которым ты помогаешь, не то что как на равных, а как на тех, на кого нам надо равняться и учиться у них. Если об этом не забывать, то все получится.

Как работает фонд?

– Мы как фонд начинали с помощи нескольким домам престарелых в далекой Псковской области почти 12 лет назад, и постепенно мы видели все больший и больший клубок проблем, который разворачивался, и видели другие проблемы, которые нужно было решать. Первый раз мы приехали в дом престарелых с концертом, потому что видели, что пожилым людям не хватает общения и внимания. Захотелось как-то их порадовать, взбодрить. Все получилось, только в зал выехало всего 6 человек на колясках, а остальные остались по палатам, потому что не было инвалидных колясок. В следующий раз мы привезли коляски и решили, что вот оно решение проблемы, но, к сожалению, оказалось, что в доме нет человека, который будет аккуратно и заботливо пересаживать бабушку Машу, прикрывать ей ноги пледом, вести ее в зал и везти обратно. Одна санитарка, которая ухаживает за тридцатью маломобильными лежачими людьми, не успевает справиться даже с бытовыми проблемами. Мы начали искать решение проблемы и нанимать дополнительный персонал по уходу, обучать его, а потом оказалось, что, например, после больницы пожилой человек приезжает в таком состоянии, в котором он туда не уезжал. Да, он с прооперированным сердцем, но он полностью запущенный. Надо как-то наладить уход в больнице. Потом оказалось, что пожилой человек может попасть в одном и том же состоянии в дом престарелых, в психоневрологический интернат, оказаться в отделении сестринского ухода в больнице или остаться дома и везде это будет примерно одинакового типажа, сложения - Иван Петрович, Петр Петрович, Семен Семенович. Каждый раз у него будут небольшие двигательные нарушения, проблемы со слухом, проблемы со зрением и каждый раз на самом деле он будет хотеть просто полноценно жить там, где он привык, там, где он живет. В этом случае наша задача выправить ситуацию в каждом учреждении, в котором пожилой человек может оказаться: будь то больница, дом престарелых или психоневрологический интернат. И, в первую очередь, очень важно выстроить систему поддержки жизни дома, потому что пожилой человек имеет право и должен иметь возможность жить дома столько, сколько он хочет и может. Сейчас, к сожалению, этого права у него нет. Система распределяет его при малейшей слабости либо в дом престарелых, либо заставляет выживать самостоятельно, либо искать платную сиделку, которая недоступна большему количеству пожилых людей. Поэтому мы как фонд стараемся выправить и текущую ситуацию на дому, в доме престарелых, где угодно. У нас работают медико-социальные бригады, патронажные бригады на дому, благодаря которым пожилые люди могут быть уверены, что завтра-послезавтра они всегда будут накормлены и всегда у них будет возможность выйти из комнаты, погулять летом. Важно, чтобы это было везде, не привязываться только к домам престарелых или только к дому.

Каким должен быть хороший дом престарелых?

- Когда мы начинали помогать пожилым людям, это уже больше десяти лет назад, у нас не было плана развития или понимания системного движения помощи, как мы создадим большой фонд, который будет оператором в двадцати пяти регионах, который будет сейчас вести и поддерживать более пяти тысяч пожилых людей в учреждениях с ежедневным уходом и более десяти тысяч пожилых людей, которые, в принципе, получают помощь в учреждениях и на дому. На тот момент мы были группой студентов, которые собирали фольклор после первого курса университета, зашли в дом престарелых и увидели там такое неприкрытое одиночество, грусть и тоску, что захотелось просто обнять и обогреть каждого.

Мне кажется естественным, если видишь человека тонущего, протянуть ему руку. Ты не думаешь в этот момент о том, что ты выстроишь систему помощи утопающим или переложишь здесь мостки. Ты просто протягиваешь эту руку. Мы сделали ровно то же самое. Мы видели людей, которым настолько голодно от одиночества, что их хотелось сразу обнять и хоть как-то обогреть. Мы сделали инстинктивное движение протянутой руки, и оказалось, что это нужно нам, что мне нужна эта рука, которую я поймала с той стороны. И в тот момент для меня это стало понятным делом жизни, в которое стало включаться все больше и больше людей, которые тоже стали искать эту руку. Мы с вами разве менее одиноки? Нам меньше нужна любовь? У нас меньше проблем? Мы считаем себя самыми несчастными. Только когда мы видим чужую боль и имеем возможность им помочь, мы вытаскиваем себя. Без этого мы не станем счастливыми.

Какая еще помощь нужна пожилым людям?

– У нас есть замечательная программа «Внуки по переписке», в рамках которой каждый пожилой человек может найти себе друга, внука по переписке. Очень трогательно видеть, как бабушки и дедушки ждут этого письма от внучки с другого города и наоборот, как ребята, которые, может быть, не могут, мамочки в декрете или люди с другого города, которые никогда, может быть, не доедут до своих этих новых родных бабушек и дедушек, но как они радуются письмам, которые к ним приходят часто корявым почерком. Я помню, когда одна из наших волонтеров ушла в декрет, она написала своей бабушке по переписке, что она какое-то время, наверное, не сможет часто писать, потому что она ждет ребенка. В этот момент она думала, что бабушка, наверное, расстроится или обидится, но через неделю или через две, когда пришла посылка, девочка получила уведомление с почты и получила огромного синего плюшевого медведя, со словами: «Катенька, милая, я о тебе думаю». То есть это настолько теплые и добрые отношения. Просто хочется, чтобы каждый мог греться от того тепла, от которого греемся мы.

Как помочь фонду?

– Мы всегда говорим о том, что есть два направления работы фонда и два направления помощи вообще. Первое - это помощь здесь и сейчас, когда ты видишь, что пожилой человек, например, не получает уход и помощь, что он лежит и мечтает просто посмотреть, как на улице дождь идет, или вообще попасть под этот проливной дождь. Я под него попала и грущу, а представляете, как дедушка, например, пять лет проведя в палате, потому что его некому пересадить и вывести на коляске, пытается вспомнить ощущение от дождя на коже или, например, тополиный пух в лицо. Это кажется настолько простым и неотъемлемым, даже иногда мешающим, как снег зимой под ногами, но это очень легко уходит из жизни и очень легко можно туда вернуть. Поэтому преступление не давать это тем людям, кому это нужно. С одной стороны, это как кровать с провисшим матрацем, с провисшей сеткой. Если ты поменяешь ее сейчас, ты не будешь ждать каких-то реформ. С другой стороны, это направление системной работы на государственном уровне, для того чтобы сама система помощи пожилым, помощи всем, кому нужна поддержка, кто самостоятельно не справляется с уходом, чтобы это стало нормальной частью государственной политики. К счастью, Министерство труда и социальной защиты, администрация президента и регионы понимают эту необходимость и готовы к изменениям.

В рамках поручений президента сейчас разработан комплекс мер по созданию той самой системы долговременного ухода, которая должна начать заботиться о каждом ровно так, как это ему нужно, не больше и не меньше, для того чтобы каждый человек мог максимально долго оставаться активным. Помогать семьям, которые сами ухаживают и часто бьются до последнего без малейшей помощи. Собственно мы как фонд участвуем в этих двух направлениях.

С другой стороны, то, что всегда останется, это волонтерская помощь от сердца к сердцу. Никакая самая идеальная система не сможет обеспечить человека всем, что нужно для того, чтобы человек остался человеком. Никакая самая лучшая система не придет вечером и не спросит, какую сказку почитать на ночь пожилой женщине с деменцией в доме престарелых, которая иначе не уснет, а будет бродить по коридору, не принесет цикорий вместо какао пожилому мужчине, который очень любит этот цикорий и хочет его пить по четвергам и просто не посидит лишний раз рядом с пожилым мужчиной, который, например, хочет кому-то рассказать о жизни и о войне.

Ты можешь помогать своими навыками, своим временем, своими силами, таким волонтерским pro bono, если это смотрят юристы, экономисты, аналитики, дизайнеры, парикмахеры, медики. Почти все могут применить свои усилия во благо пожилых людей и тех, кому нужна помощь.

С другой стороны, есть самые стандартные возможности помощи, которыми все могут участвовать. Это и сбор нужного, сбор полезного, сбор сладостей и гостинцев, сбор самого необходимого для пожилых людей, чтобы они могли жить и чувствовать какую-то радость от жизни. С другой стороны, мы вынуждены постоянно оплачивать работу нянечек и помощников по уходу. Примерно 5 тысяч пожилых людей, которые от них зависят. Более двухсот нянечек, которые ежедневно ухаживают за пожилыми людьми и деньги на их зарплату складываются из 100, 200, 300 рублей пожертвования каждого из нас, потому что это наша общая беда. Если пока не выправили на уровне государства, то это ответственность каждого из нас. Поэтому мы просим всех подписаться на регулярные пожертвования у нас на сайте. Это очень легко. Есть страничка «Один день счастья». Когда ты на нее подписываешься, ты потом можешь видеть, как меняется жизнь, что поменялось за этот месяц, за тот день, который ты подарил пожилому человеку. Очень важно, чтобы таких дней было много и хватило на всех. И, конечно, мы всех приглашаем стать внуками по переписке, поехать вместе с нами в поездки, подружиться и найти родственную душу. Самое главное рассказывать об этой проблеме, о возможности помогать всем вокруг и постепенно вовлекать все больше людей, самому становясь счастливее.

Ваш совет людям, которые в первый раз собрались поехать в дом престарелых

– Любой человек, который впервые идет на контакт в дом престарелых, в больницу, в психоневрологический интернат или приходит на дом к одиноким пожилым людям, в первую очередь, наверное, должен помнить, что он идет в гости. Он идет не со своим уставом, он идет не спасать их, он идет спасаться сам и во многом найти ту мудрость, то знание, которое сложно где-то еще найти. Самое главное – это очень удобная и легкая возможность для того, чтобы выправить твои ориентиры внутри, твой нравственный барометр, поправить свою систему координат. Тебе кажется, что ты занят, несчастен, или что ты все можешь и за деньги или какие-то возможности у тебя будет все. Абсолютно нет. Ты начинаешь видеть жизнь незащищенную, не такую, как планировалось, часто немощную, тяжелую, страшную, но при этом удивительно красивую и часто счастливую. Ты понимаешь, что человек, который лежит на кровати у окна в палате номер 6, и их таких четверо, не может встать и не видит, как Зинаида Петровна – пожилая женщина, с которой мы очень дружили. Ты видишь, что она счастливая, она светится счастьем и готова им делиться. В этот момент ты начинаешь перестраивать свою внутреннюю систему координат и понимать, что ты не добираешь сейчас. Ты можешь радоваться, можешь помогать, можешь радоваться каждому дню. Это очень важно делать, пока у тебя все это есть. И, конечно, важно помнить, что ты идешь делиться и получать. Надо не бояться ни отдавать, ни брать.

Как организации могут сотрудничать с фондом?

– Для организации возможности помощи тоже очень велики. Можно помогать pro bono, ровно как я рассказывала. Нам помогают медицинские клиники, которые выезжают и в свободный день проводят диагностику пожилых людей, помогают кондитерские, сотрудники которых пекут радости и вкусности пожилым людям. Любая компания может помочь или своим товаром, или временем сотрудников, будь то выезд в учреждение, будь то, например, часы аналитиков или переводчиков, юристов, то есть тех, кто может помочь нам правильно справляться с теми проблемами и помогать регионам. И, конечно, мы не отказываемся от поддержки финансовой. Она может быть напрямую в учреждение: закупка оборудования, беседки. У нас в одном доме мечтали о курятнике. Бабушки и дедушки до сих пор пока мечтают. Это могут быть простые и понятные вещи, которые для сотрудников будут таким правильным тимбилдингом, когда ты приезжаешь большой командой от большой корпорации и вместо традиционных радостей и вечеринок ты попадаешь в другую жизнь, которая тут же сплачивает тебя как команду, а с другой стороны, ты видишь реально, насколько много и быстро ты можешь помочь и сколько из этого получить. Обычно это очень быстро засасывает и компании становятся нашими волонтерами уже в любое время, рабочее и не рабочее.

Книга, которая поможет стать эффективнее в своем деле

– Каждый должен прочитать Евангелие, а если говорить об эффективных навыках, я вспоминаю Стивена Кови «Наука высокоэффективных людей» и все в этом роде.

Самый ценный совет, который вы получили в жизни

– Для того чтобы понять, насколько ты счастлив сейчас, не нужно ждать беды. Нужно начать отдавать это счастье и видеть, как оно к тебе возвращается. Нужно не бояться подойти к другому и протянуть руку, чтобы самому почувствовать, что у тебя теплая рука и живое сердце. Чем больше ты даешь, тем больше ты будешь получать.

Ваш девиз

- Помогай чем можешь, помогай как хочешь.