Инга Моисеева о лидерстве и профессионализме в НКО
Инга Моисеева – руководитель проектов D-Group.Social – подразделения Development Group, которое реализует социальные проекты, направленные на формирование культуры осознанной и позитивной благотворительности, вовлечение граждан в деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций, развитие институтов некоммерческого сектора и повышение эффективности межсекторного взаимодействия. Она работала в крупных промышленных компаниях , в медиахолдинге и в органах местного самоуправления. Помимо этого Инга – волонтер с 20-летним опытом.
В последние 10 лет Инга Моисеева активно занимается наставничеством для волонтеров, консультирует молодых людей по вопросам творческой и профессиональной самореализации, социальному предпринимательству, коммуникациям.
Инга работает в командах организаторов самой масштабной благотворительной ярмарки в России « Душевный Bazar », всероссийского проекта « Большое путешествие «Сила мечты » и фотопроекта « Сила мечты », а также образовательного проекта для руководителей НКО « ПРОНКО_2.0 ».
О знаниях и навыках, полезных каждому
Мне кажется, что самые главные и самые универсальные компетенции и навыки, которые могут быть, – это навыки коммуникации. В современном мире – неважно, в промышленности ты работаешь или в социальных проектах - ты всегда общаешься с людьми. Поэтому уметь с ними общаться, уметь управлять этой коммуникацией, уметь управлять своими эмоциями в этой коммуникации - это самое важное. Для менеджера, для управленца базовые управленческие навыки применимы везде. Неважно, управляешь ты коллективом, или командой волонтёров, или у тебя есть штатные сотрудники, или у тебя есть внешняя команда на аутсорсе, или у тебя вся команда в штате, базовые управленческие навыки работают везде, главное – их всё время пополнять, адаптировать под современный мир, современную реальность.
О современных лидерах
Главные качества лидера сегодня – это умение принимать изменения, адаптироваться к ним и быстро учиться ими управлять, помогать в этом своим коллегам, своим партнёрам, потому что это самое сложное в нашем меняющемся мире. А всё остальное – это уже второй эшелон навыков, знаний, умений, которые пригодятся дальше делать это качественно и с меньшим стрессом.
О Школе руководителя НКО и других обучающих проектах
Школа руководителя НКО ориентирована на руководителей различного звена - неважно, директор фонда либо руководитель функционального направления. Основное, чему мы там учим, – это базовые управленческие навыки, они пригодны для любого уровня управления. Мы реализуем много проектов, Школа руководителя НКО - не единственный. Он просто самый крупный в этом году. Скоро мы в Москве запускаем программу «Форсаж», которая ориентирована не только на менеджеров НКО, но и на тех, кто либо без пяти минут менеджер, либо стремится им стать. Чуть позже, в ближайшей перспективе, там будут стратегические сессии, коуч-сессии, будет тренинговый интенсив по различным темам. Было бы желание. Учиться можно всегда у нас, у наших коллег и партнёров, которые тоже проводят обучение, вы тоже много чего организуете. Главный вопрос для человека – понять, что нужно, чему нужно учиться, в чём нужно развиваться и идти туда, где можно это взять. Вопрос в мотивации. Для нас это всегда очень важно, мы всегда задаём этот вопрос практически всем участникам всех наших программ: для чего вы сюда идёте, что вы хотите получить? Если мы понимаем, что мотивация не просто из разряда «дают – бери», а когда человек знает, для чего ему это нужно, он готов это взять и использовать потом, нам не очень важно, кто он, волонтёр он или нет, потому что во многих некоммерческих организациях волонтёры управляют огромными командами, управляют процессами и проектами. Поэтому вопрос не в статусе, вопрос в желании.
О тех, кто учит
Есть мы как эксперты, носители экспертизы и разработчики этой программы, и есть наши партнёры, pro bono тренеры, у нас большой пул, конкретно в этом проекте их 20 человек, одни работают и в очном, и в заочном формате, другие – только с домашними заданиями и в формате вебинаров с коллегами. В основном это бизнес-тренеры, это наш самый главный актив, потому что наша философия, как вы знаете, - о том, что все инструменты бизнес-менеджмента применимы в некоммерческих организациях и на уровне организации различий в управлении никаких нет, только в специфике уже начинается разница. А вторая часть пула тренеров – это тренеры либо сами из некоммерческого сектора, либо очень близко. Одна из наших стратегических целей в рамках этого проекта – обучить ещё и региональных тренеров, чтобы та экспертиза, носителями которой являемся мы, осталась в этих регионах и продолжала там работать, когда этот проект закончится. Мы хотим, чтобы у него остался устойчивый и продлённый во времени эффект.
О региональных тренерах
Да, мы для них проводили серию тренингов для тренеров, они получили унифицированную программу (у нас во всех семи городах программа идёт по единому скрипту). Бизнес-тренер работает в паре с тренером из НКО либо из смежной сферы. Для тренеров из НКО, которые планируют работать в дальнейшем, это обучение через опыт. Мы планируем, что в дальнейшем, после завершения этого годового проекта, они уже смогут, по крайней мере, этот пул тем, по которым они прошли обучение и прошли практику при нашей супервизии, уже вести самостоятельно без нас, но мы уже будем уверены в их качестве.
О регионах-участниках Школы руководителя НКО
Здесь мы регионы выбирали прямо логистически, исходя из того, какой город лучше делать таким условным хабом, куда людям легче всего добраться. Выбирали по федеральным округам и выбирали центральные города. Как к нам можно попасть? Опять-таки было бы желание, а возможность найдётся всегда. У нас очень много бизнес-партнёров, которые работают с нами в других проектах, например, в «Душевном Bazar», которые готовы поддерживать своих партнёров из НКО и помогать им: оплачивать частично или полностью билеты, чтобы они могли к нам добраться; оплачивать иногда даже целые программы для них (мы и такие заказы иногда получаем, когда коллеги собирают группу, просят нас организовать обучение – мы это делаем). Поэтому здесь вопрос ресурсов и возможностей. К сожалению, мы тоже ограничены в ресурсах, мы не можем по перовому требованию, как супермены, сорваться с места и уехать в Якутию, хоть нам бы и хотелось. Но если есть запрос, если есть поддержка кого-то из доноров, есть внутренний ресурс и уверенность в том, что такая инвестиция оправдается, как минимум, логистическая, чтобы добраться до нас, то возможности все открыты.
О сотрудничестве
Если мы действительно та организация, которая подходит, если у нас есть эта экспертиза (мы находимся в узкой нише базовых управленческих навыков, далеко от этого не отходим, не пытаемся идти на ту территорию, которая для нас не изведана), если это про нас, если нам не нужно отправлять к коллегам и порекомендовать кого-то другого в качестве ментора, в качестве наставника, в качестве тренера, то - да, мы готовы обсуждать абсолютно любые форматы и предлагать их.
О «Душевном Bazar» и месте его проведения
«Душевный Bazar» пока проходит только в Москве по нескольким причинам. Многие знают «Душевный Bazar» как событие, которое действительно проходит один день и в Москве. Но за этим событием стоит огромная годовая работа в рамках проекта. Это, по сути, тоже проект обучения и развития для некоммерческих организаций. Поэтому сделать просто событие в любом другом городе, в принципе, возможно, но это уже не та смысловая нагрузка. Наш слоган не меняется уже много лет: «Проведи день со смыслом!»
А второе – любое такое событие – это довольно дорогостоящая история, и делать событие ради события, тратить собственные ресурсы и ресурсы партнёров просто потому, что это красиво и классно, но нет этой подоплёки, не учатся в этот момент некоммерческие организации управлять проектом внутри большого проекта, мы здесь не видим пока потенциала. Мы проводили такие эксперименты, пытались проводить «Душевный Bazar» в различных городах, в основном это были региональные центры, но поняли, что пока к этому никто не готов, включая нас как команду. Мы не столь многочисленны, как хотелось бы. Если делать проект качественно, туда нужно выезжать, там жить, там работать с некоммерческими организациями, с волонтёрами, чтобы получился действительно «Душевный Bazar», полностью соответствующий тому описанию, как он есть, как социальный проект, а не как событие для гостей, о котором знают. Потому что это событие мы сравниваем с вишенкой на торте, а торт подобен айсбергу, и многое скрыто от глаз наших гостей.
Об отборе участников «Душевного Bazar»
Наш главный критерий отбора – познакомить людей с максимально разнообразными способами помогать, направлениями этой помощи, потому что всё равно довольно много стереотипов и мифов в этой области у обычных людей, которые ещё, может, только задумываются о том, что было бы неплохо заниматься благотворительностью. Поэтому у нас критерий разнообразия, качества и, в первую очередь, качества коммуникаций с потенциальными волонтёрами, с потенциальными частными донорами, просто с людьми, которые могут помочь просто лайком и репостом, потому что сейчас это действительно очень ценно и легко пересчитывается на эквиваленты денежной помощи. Интересно и качественно – это два ключевых направления. При этом мы открыты для НКО не только со всей Москвы, но и со всей России. Но вопрос в том, что они как управленцы, как руководители этих мини-проектов должны понимать все риски, принимать их на себя, не ждать этого от нас, а управлять этим самостоятельно. У нас несколько лет подряд так или иначе представлены региональные проекты. Чаще всего это Санкт-Петербург и города Центрального федерального округа. Но если найдётся НКО, например, из Сибири, и их кто-то поддержит с той же логистикой (потому что понятно, что это будут основные затраты для них по участию в этом проекте), либо они себе поставят такую грамотную цель и вокруг неё цели по фандрайзингу, чтобы отбить, что называется, эти расходы, поставят её на «Душевном Bazar» и её реализуют, мы с радостью готовы принять такую организацию.
Пересекаются ли аудитории ваших проектов?
Очень по-разному. Потому что всё-таки в «Душевном Bazar» довольно много опытных организаций, хоть есть и новички. Опытные организации меньше нуждаются в обучении, реже попадают к нам на программы по обучению и развитию. Хотя в рамках «Душевного Bazar» мы всё равно очень на этом настаиваем, потому что одна из наших главных заповедей - ребята, давайте помнить о том, что если мы сегодня не конкурируем с собой вчерашним, мы уже начинаем проигрывать. И это касается всего, какой бы опыт у нас ни был, неважно, касается это события или каких-то наших обычных повседневных процессов.
О самых ярких впечатлениях от работы
Мне сложно выбрать самый яркий момент или подборку таких ярких моментов. Мне повезло просто страшным образом: я пришла, наконец, к своей мечте и живу этим каждый день, не различая, что для меня начало работы, а что начало жизни. Для меня это стало всё единым. Чему я радуюсь? «Душевный Bazar» – это довольно большой проект: тысячи людей, сотни проектов, десятки организаций, и за этими организациями, за людьми, за такими большими цифрами иногда появляются в том же Фейсбуке маленькие истории, когда нам пишут про то, как познакомились когда-то на «Душевном Bazar», в итоге люди усыновили ребёнка, подружившись с фондом, который осуществляет помощь в этой области. Или когда вот также собака нашла своего хозяина, или когда спустя полгода после одного «Душевного Bazar» к нам на экспертный совет приходит фонд и рассказывает практически шёпотом, но с жуткой гордостью, что представляете, после «Душевного Bazar» трое волонтёров остались с нами и продолжат с нами работать. Казалось бы, 15 тысяч гостей, гигантские цифры, показатели, миллионы собранных средств, но для меня это самые ценные моменты.
Если говорить про ощущения, это когда на том же «Душевном Bazar» в три часа дня, когда вся эта карусель вертится и её уже не остановить никем и никак, ты замираешь на секунду и чувствуешь такое невероятное тепло внутри от того, что все вокруг улыбаются, всё поёт, все играет, всё это крутится и вертится, а ещё двенадцать часов назад тебе снился кошмар про пустой гостиный двор. Наверное, в такие моменты ты тоже понимаешь, что да, мы справились, мы идём дальше.
Про осознанную благотворительность и позитив
Изначально так случилось, я ориентировалась на своё внутреннее ощущение, что такое осознанность, как я хочу помогать, как могу помогать, как я могу это делать максимально эффективно. Может, здесь во мне говорит менеджер, это слово «эффективность», эти размышления о том, через какую технологию делать. Но, мне кажется, что это и есть то самое про осознанность, когда каждый человек поймёт, как он хочет и может помогать, чтоб ему это было комфортно, чтобы ему это приносило удовольствие самому, в том числе. Тут позитив и осознанность, получается, сливаются в единый принцип, которого мы держимся, реализуя наш проект «Душевный Bazar». На кого ориентируюсь? Ориентируюсь, опять же, на свою команду, в первую очередь, потому что я там, я в ней, но рада сказать, что большинство наших партнёров по «Душевному Bazar» и по другим проектам тоже этой философии держатся. Но нужна помощь. Есть несколько стратегий, например, платформа «Пользуясь случаем» - это абсолютно история про позитивную и осознанную благотворительность. Всё, что касается продвижения темы рекуррентных, регулярных платежей, подписок, что давайте идти не к импульсной помощи, не к тому, что сегодня я хочу быть дедом морозом, а завтра не хочу, а давайте помогать коллегам быть устойчивыми, чтобы они могли на эти 100 рублей рассчитывать каждое 5-е число месяца и знать, что они тогда могут что-то приобретать, что-то покупать или проводить какие-то мероприятия и события. Это делают наши коллеги – Фонд «Созидание», Фонд «Живой». Они вроде бы работают со сложными темами, но стараются держаться позитива и вести людей к мысли о том, почему вы это делаете, как это можно делать ещё лучше, как ваши действия (например, 20 минут, проведённые на складе) влияют на судьбу семьи, которую опекает фонд. Это и про осознанность, и про позитив.
Про устойчивость и мотивацию
Начну с устойчивости. Я уверена, что социальная деятельность может быть устойчивой, но также, как и бизнес, мы все должны понимать, оценивать риски, быть готовыми к изменениям и управлять ими, потому что сейчас и внешняя среда довольно быстро меняется, и третий сектор к нашей большой радости сейчас растёт очень бурно. Вот эти скачки приводят к большим изменениям, когда вдруг ещё вчера суперпрофессиональная команда теряет связь с реальностью, и сегодня она уже не такая профессиональная, потому что не владеет какой-то новой технологией, не готова учиться. Поэтому, если всё время быть на острие, что называется, и стремиться достигать результатов, помнить о своей цели, держать свою миссию в фокусе и не размываться, мне кажется, секрет устойчивости в этом. Тогда будут ресурсы, в первую очередь, внутренний ресурс, когда есть команда. А будет команда, остальные ресурсы, в том числе и внешние финансовые, тоже начнут приходить в этот проект. Все мы, мне кажется, одинаково оцениваем наши качественные и количественные показатели по проектам, и мы сами, и наши партнёры. Матрица одна и та же для всех. Что касается зарплат, я уверена, что сотрудники некоммерческих организаций должны получать зарплату, потому что это не волонтёрская деятельность, это работа.
К ней можно относиться по-разному. Мы знаем большое количество предпринимателей, которые влюблены в своё дело, делают его с любовью и не стесняются того, что получают за это деньги. Я уверена, что то же самое должно происходить с сотрудниками некоммерческих организаций. И возможность руководителя платить сотрудникам адекватную рынку зарплату означает как раз устойчивость, потому что тогда он сможет нанимать профессионалов, не тех, кто просто хочет спасти мир, а тех, кто умеет управлять этим процессом по спасению мира, если угодно, делать это профессионально. При этом у него (сотрудника) должны быть закрыты все абсолютно базовые потребности, он должен понимать, где он живёт, чем питается, и не нужно это превращать в какое-то немыслимое геройство.
О книгах, помогающих быть эффективным
Зависит от специфики и от настроя. Если есть какое-то разочарование или сомнение, туда ли я иду, то ли я делаю, здесь у меня как-то отзывается книга Грега Мортенсона (и Дэвида Оливера Релин а) «Три чашки чая», когда альпинист не смог быть альпинистом, не смог покорить очередную вершину в буквальном смысле, но каких высот он достиг в том, чтобы начать налаживать систему образования в тех местностях, где до этого об этом не думали, в том числе, для девочек, где это не было принято в культуре как таковой.
Если речь об эффективности управленческой, то многое зависит от того, какая философия вам близка. Мы в последнее время очень часто даже в рамках Школы руководителя НКО рекомендуем Стивена Кови «Семь навыков эффективного человека» (ещё «Восьмой навык» есть, ещё одна книга), поскольку там много универсальных и правильных вещей. Начни с себя, по большому счёту, а потом уже начинай всё это экстраполировать на команду. Но здесь я за индивидуальный подбор. Кому-то и фильм какой-то может подойти, кому-то понравится книга «Атлант расправил плечи», если не слишком смущает философия автора, потому что там, в общем-то, тоже всё про лидерство. Для кого-то «Чайка Джонатан Левингстон» тоже хороша, потому что там всё про наставничество и про коучинг, отличная метафора. Но в какой-то момент ты не готов к этой книге, а в какой-то момент она тебе подойдёт очень-очень хорошо.
О лидерах
Мне кажется, в каждом из нас этот лидер есть, но не каждый готов и хочет в себе развивать его дальше, есть какие-то границы. Это не только лидерских качеств касается, но всех других. Но то, что лидерству можно учиться и его в себе развивать, это абсолютно точно.
Об Общероссийском гражданском форуме
Лично мне нравится, что вы объединяете то, что, казалось бы, необъединимо. Мы что-то похожее делаем в «Душевном Bazar», но ваш масштаб в этом гораздо выше и круче, потому что вы соединяете людей из абсолютно разных регионов с абсолютно разным опытом и предлагаете им учиться друг у друга, у ваших экспертов, которых вы очень тщательно целый год отбираете. Так как это про обучение и про развитие, то это абсолютно соответствует нашим ценностям. Поэтому главная рекомендация – сохранить в фокусе обучение, развитие и не пытаться делать из этого событие ради события.
Девиз Инги Моисеевой
Первое – «Мечтай, люби и действуй!».
Второе – «Помни о том, что, если ты не конкурируешь с собой вчерашним, ты проигрываешь».