Координатор образовательной площадки ОГФ Сергей Заир-Бек: «Вопрос начала учебного года - это, во многом, вопрос традиции»
Ведущий эксперт Института образования Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ;
Кандидат педагогических наук
22 сентября стало известно, что Владимир Путин поручил подумать о введении плавающей даты начала учебного года в школах и вузах. Правительство и главы регионов должны рассмотреть такую возможность и представить свои предложения к 15 ноября, сообщается на сайте Кремля. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский поддержал инициативу. По словам депутата, таким образом в стране удастся продлить сезон отпусков. Ассоциация родительских комитетов и сообществ высказалась против переноса начала учебного года, сославшись на традицию празднования Дня знаний 1 сентября.
Эксперт КГИ, координатор образовательной площадки Общероссийского гражданского форума Сергей Заир-Бек:
Вопрос начала учебного года - это, во многом, вопрос традиции. У нас традиция именно начинать учебный год 1 сентября. И для наших граждан изменение такой традиции будет сравнимо, например, с предложением изменить дату наступления Нового года с 1 января на, например, 7 января (Рождество).
В мире учебный год в разных странах начинается по-разному. В Японии это апрель. В ряде стран (например, в Германии, США) нет четкого срока начала учебного года. В разных учреждениях он начинается в конце августа - начале сентября.
Это - важное условие автономности школ. Надо сказать, что у нас в законе об образовании нет нормы об обязательности начала учебного года 1 сентября. Сами образовательные учреждения могут устанавливать сроки начала и окончания учебного года, конечно же, с учетом таких важных внешних факторов, как, например, сроки сдачи итоговой аттестации или принятые государственные праздники.
Поэтому нет нужды в прописывании норм, разрешающих "плавающее" начало учебного года. Школы и сегодня это могут делать по закону. Главное, чтобы были соблюдены нормативные сроки реализации образовательной программы, чтобы любые сдвиги не были в ущерб самим школьникам, чтобы они находились в равных условиях со своими сверстниками из других школ в других регионах.