Модератор подгруппы ОГФ Александр Спивак о будущем социально ориентированных НКО

Модератор подгруппы ОГФ Александр Спивак о будущем социально ориентированных НКО

эксперт по профилактике социального сиротства
Председатель Правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения;
Член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Член Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

23 мая Заместителем Председателя Правительства РФ Ольгой Голодец был утвержден Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению. Программа рассчитана на период с 2016-го по 2020 год. Разработать ее поручил Президент РФ Владимир Путин. В своем послании Федеральному собранию РФ он заявил, что в таких вопросах, как помощь пожилым людям и инвалидам, поддержка семьи и детей, нужно больше доверять некоммерческим организациям. «Они часто работают эффективнее, качественнее, с искренней заботой о людях. Меньше бюрократизма в их работе», – подчеркнул Путин и призвал обеспечить НКО доступ к бюджетному финансированию.

Президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, модератор подгруппы «Перспективы НКО в качестве поставщиков социальных услуг» Александр Спивак анализирует принятый документ и рассказывает о том, как изменится жизнь НКО после его вступления в силу.

Как оцениваете качество документа? На какие компромиссы и почему пришлось пойти в процессе его разработки?

Документ в целом получился системным и достаточно практичным. Он разрабатывался при активном участии экспертного сообщества и представителей некоммерческих организаций, которые имели возможность на площадке Минэкономразвития России обсуждать каждый пункт, вносить в него предложения и аргументировать свою точку зрения – что не так часто случается. Основные факторы, которые необходимо задействовать для «разгосударствления» социальной сферы в Комплексе мер учтены и, при его успешной реализации, можно ждать позитивных результатов.

Значимым является предполагаемое распространение механизмов и инструментов поддержки малого и среднего бизнеса на СО НКО. Будут разработаны программы дополнительного образования сотрудников и добровольцев СО НКО, методические материалы по формированию и поддержке ресурсных центров для СО НКО, центров инноваций в социальной сферы что, можно надеяться, поможет создать их в тех регионах, которые этому не уделяли должного внимания, сделает их неотъемлемой частью региональной инфраструктуры. Вопросы взаимодействия с СО НКО войдут в программы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Появится Концепция развития добровольчества в социальной сфере, будет проведена информационная кампания по поддержке деятельности негосударственных организаций.

Много мер предусмотрено в сфере методического обеспечения вовлечения НКО в рынок услуг в сфере социального обслуживания. НКО, участвовавшие в обсуждении проекта документа, добились того, чтобы появилось детальное «оглавление» методических материалов, которые Минтруд России совместно с Минфином России и Минэкономразвития России должны разработать по обеспечению реализации Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Такие материалы должны будут содержать рекомендации и по разработке перечней и стандартов социальных услуг (что очень важно для организации участия СО НКО в их оказании), и по внедрению стационарозамещающих технологий (СО НКО, в основном, могут оказывать нестационарные виды помощи), и по реструктуризации сети учреждений (что должно вести к высвобождению бюджетных ресурсов в государственном секторе и перенаправлению их в НКО). Предполагается ответственность регионов за определение, уже к октябрю 2016 года, востребованных услуг, которые не оказываются сейчас государственными учреждениями социального обслуживания, для передачи их на исполнение СО НКО.

Согласно Комплексу мер, Минобрнауки России совместно с партнерами разработает методические материалы по поддержке негосударственных организаций в таких важных сферах, как профилактика безнадзорности, семейного устройства детей-сирот, присмотра и ухода за детьми, дошкольного, общего и дополнительного образования.

Наверное, компромиссом можно назвать то, что значительно менее проработаны и детализированы инструменты и механизмы обеспечения доступа СО НКО к оказанию услуг в других отраслях социальной сферы: культуры, охраны здоровья, массового спорта. Будут сделаны лишь первые шаги.

Радует, что сроки исполнения мероприятий не отдаленные. Проблема наверняка возникнет в мониторинге исполнения – до сих пор в качестве отчетности по аналогичным документам регионы предоставляли аналитические справки с большим объемом разнородной информации, плохо сопоставимой между собой. Унификация критериев результативности и нахождение способов взаимодействия с регионами, где работа проваливается – самая насущная задача.

Оправданно ли внедрять подход только в пилотных регионах? Значит ли это, что изменений в стране в целом в ближайшие годы ждать не следует?

В итоговом документе отработка подхода в пилотных регионах не планируется. Органы власти каждого региона уже к июлю текущего года должны будут разработать свой комплексный план, с учетом методических материалов, которые им будут направлены. Кроме того, будет сформирован рейтинг регионов.

Действительно ли стоит ко всем регионам подходить с одинаковым требованием передать не менее 10% средств социальной сферы СО НКО? Почему именно 10%?

Десять процентов - показатель, появившийся в Послании Президента Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года, как сказано – по итогам Форума «Сообщество». В авторстве идеи пока никто публично не признался, и расчетов, обосновывающих именно такую долю, никто не приводил. По опыту, круглые цифры используются как инструмент стимулирования. Как сказал Президент, «мы исходим из того, что мы хорошо с вами знаем действующее законодательство, мы ничего не навязываем, но я прошу руководителей регионов и муниципалитетов учитывать это в своей работе». Вероятно, иметь целевой ориентир – это правильно, тем более что в данном случае он сформулирован мягко – «до 10%». Но существуют серьезные риски кампанейщины и игнорирования конкретной ситуации в регионах, которые нужно учитывать и которыми нужно управлять. 10% - достаточно существенная часть бюджета. Что будет приоритетом для руководителей регионов – реально стимулировать развитие некоммерческого сектора, рынка услуг, создавать условия для появления негосударственных поставщиков услуг, роста их профессионального потенциала или формальная гонка за цифрами, регистрация новых НКО по инициативе «сверху»? Вопрос пока открыт.

Что мешает НКО оказывать социальные услуги сегодня?

Ничего не мешает – если есть люди, готовые за эти услуги платить, или доноры, благотворители, готовые оказание этих услуг поддерживать. Помехи возникают в оказании некоммерческими организациями услуг тем гражданам, за которых по закону платит бюджет. Пока подавляющая часть бюджетных средств в социальной сфере осваивается государственными и муниципальными организациями. Государство как заказчик услуг для граждан само себе (своим учреждениям) их и заказывает – это, за редкими исключениями, устоявшаяся система и сложившаяся практика. Менять систему сложно как по объективным, так и по субъективным причинам. Новое законодательство позволяет размещать услуги в негосударственном секторе, но содержание большинства нормативных актов регионов это не учитывает. При разработке перечней услуг, стандартов услуг, порядков включения организаций в реестры поставщиков услуг, специфика НКО и их возможности не принимаются во внимание. Показательный пример – Правительство Москвы требует от НКО при вхождении в реестр взять на себя обязательство оказывать все виды услуг, которые могут потребоваться получателю, а не только те, на которых это НКО специализируется. Тем самым теряется весь смысл затеи, который заключается в обеспечении доступности и качества услуг за счет развития конкуренции. Государственные органы не наработали опыт и способы контроля деятельности организаций, которые не находятся у них в прямом подчинении. Стандарты услуг сделаны так, что они не становятся инструментом предъявления требований и контроля их исполнения. Тарифы, по которым НКО должны получать оплату за свои услуги, рассчитаны без учета необходимости расходов на помещения и административных расходов – т.к. государственные учреждения получают средства на эти расходы из другого «кармана». Заинтересованности отдавать «свой» бюджетный ресурс «на сторону» не много – чиновникам чаще всего не понятно, ради чего это делать.

С другой стороны, эта же ситуация порождает много проблем у самих некоммерческих организаций. Многие годы действующие НКО, естественно, не рассматривали государственный заказ, которого не было, как возможность ресурсного обеспечения своей работы, ориентировались на проектный формат финансирования, гранты, пожертвования. Отсюда, необходимого опыта администрирования, бюджетирования, взаимодействия, организации работы при оказании услуг не сложилось. Кроме того, НКО очень разные по уровню профессионализма, а отсутствие конкурентного рынка этот факт «прячет». Далеко не каждая организация имеет достаточный профессиональный потенциал для регулярной работы. Сектор нужно развивать, это требует специальных усилий и специальных вложений, а главное – развернутого, грамотного, системного проектирования на региональном уровне.

Что Вы планируете делать в этом направлении в ближайшее время?

Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения в своей сфере деятельности - повышении качества помощи семьям и детям – оказывает методическую, консультативную, образовательную помощь СО НКО, при поддержке Минэкономразвития России. Мы реализуем сейчас программу «Университет НКО», в рамках которой будем проводить, на основе конкурсного отбора, курс дистанционного и очного обучения представителей некоммерческих организаций, работающих в сфере профилактики социального сиротства, разрабатывать учебно-методические материалы, консультировать организации. Эксперты фонда участвуют в проектах по разработке конкретных механизмов обеспечения доступа НКО к оказанию услуг в нескольких регионах.

Кроме того, Национальный фонд участвует в обсуждении и подготовке предложений и материалов по реализации утвержденного Комплекса мер в различных форматах. Только что мы приняли участие совместно с Центром «Вектор» и Центром «Грани» в организации и проведении в Перми межрегионального семинара-совещания по разработке региональной модели доступа СО НКО к оказанию социальных услуг. В ближайшее время планируем готовить предложения для методических материалов по реализации Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».