Надежда Кузнецова о Всемирных детских играх победителей

Надежда Кузнецова о Всемирных детских играх победителей

Руководитель проекта фонда «Подари жизнь» Всемирные детские игры победителей

Игры победителей проводятся в Москве с 2010 года. В общей сложности в них приняли участие более 3 тысяч детей из 40 российских регионов и более чем 20 стран мира.


– Что такое «Всемирные игры победителей»?

Если бы я рассказывала ребенку про «Игры победителей», я бы сначала сказала, что это фабрика радости. Мы в прошлом году придумали это определение. Наша задача, чтобы ребенок, который приезжает на «Игры победителей», вот он вышел с поезда или вышел с самолета, он сразу открыл рот от восторга, потому что его встречают с шариками, с плакатами, каждый год вожатые что-то придумывают. И дальше в течение пяти дней он не закрывает рот от восторга. Потому что он соревнуется, он смотрит концерты, танцует, его мама радуется у него на глазах, много подарков, много известных людей. Наша задача на играх прокачать детей радостью. Точно так же, как у них был целый период в жизни продолжительный, когда было очень много негативных эмоций, долгого мучительного ожидания, одиночества, боли физической, страха неопределенности, как что будет. Мы вытравляем остатки вот этих эмоций таким концентрированным позитивом. Поэтому «Игры победителей» – это фабрика радости, а если говорить формально, то «Игры победителей» – это спортивные соревнования для детей, которые пережили рак.

– И это действительно всемирные игры?

Это соревнования для детей со всего мира с 7 до 16 лет. К нам приезжают до 600 детей. На сегодняшний день у нас поучаствовало 20 стран. Например, Индия ежегодно приезжает, Германия приезжает, Турция. Все годы у нас участвует Латвия, Украина, Венгрия. Постоянно растет география России. У нас порядка 50 регионов России участвует. Например, в этом году присоединяется Ямало-Ненецкий округ как отдельная команда. Каждый год немножечко мы географию наращиваем. Хотя уже к нам приезжают почти все известные фонды, которые занимаются помощью детям с онкологией.

– Как часто проводятся игры?

 Игры проходят раз в год летом. Мы выбираем специально такое время, когда в разных странах и в России каникулы, детям, родителям удобно приехать к нам. До этого в течение нескольких месяцев проходят региональные этапы. На сегодняшний день у нас уже больше 10 региональных этапов в России и за рубежом.

За 10 лет в играх  приняли участие больше четырех тысяч детей в общей сложности. У нас есть дети, которые благодаря играм занялись спортом серьезно, получили разряды спортивные, стали заниматься с портом регулярно. И подтверждено врачами, что это повлияло на их скорость восстановления и на их физическое самочувствие. У нас есть целое поколение детей, которые узнали о существовании проекта еще в больнице, и это стало для них стимулом, чтобы вылечиться и поучаствовать в играх. Есть дети-спортсмены, которые заболели. Для таких детей особая сложность в физических ограничениях, конечно. И такие ребята уже есть среди наших победителей: пережившие онкологию, после этого поучаствовавшие в играх, получившие медали. В год у нас участвует около 600 детей в московском этапе. Они приезжают вместе с родителями, сопровождающими. То есть в общей сложности у нас 1300 гостей. У нас работает порядка 500 волонтеров на играх. Вообще игры практически полностью обеспечиваются волонтерами. У нас совсем маленький штат оргкомитета, буквально несколько человек работает круглый год. Вся остальная команда – это совершенно потрясающие волонтеры, которые в свободное от своей работы и семьи время делают действительно очень крупные, серьезные мероприятия.

- Как принять участие в играх?

- У нас есть сайт «Игры победителей» winnersgames.ru, на котором можно подать заявку. Можно подать заявку от организации, от региона, если на сегодняшний день этот регион еще не представлен, либо можно подать индивидуальную заявку от участника. И если участник не попал ни на региональный этап, ни в команду своего региона, у него есть шанс путем жеребьевки, либо листа ожидания попасть на игры по индивидуальной заявке. Желающих много. Мы специально стали развивать региональные этапы, потому что минимум в три раза больше желающих в год, чем мы можем провернуть даже через все региональные этапы. То есть на сегодняшний день более тысячи человек у нас участвуют в год и хотят участвовать несколько тысяч детей. Поэтому мы активно привлекаем регионы к тому, чтобы они развивали у себя этапы. И у нас есть великолепные примеры, когда регион не только проводит игры для себя, для своей области, но и приглашает соседние области. Например, в Белгороде проходит региональный этап областной, и они, кроме этого, приглашают туда еще Курск и Орел. Наша миссия, чтобы каждый ребенок, переживший рак, имел возможность попасть на «Игры победителей». С этой целью мы и растем.

– Как провести игры в своем регионе?

Мы приглашаем фонды благотворительные, которые имеют возможность собрать детей, переживших онкологию, из своей области или своего края и которые имеют опыт проведения крупных мероприятий. Фонд может объединиться, например, с каким-то ивент-агентством или с правительством области, то есть может усилить свою команду теми людьми, которые умеют проводить крупные мероприятия. Мы со своей стороны обеспечиваем организационную поддержку. Мы выдаем полный пакет документов для подготовки, план проекта с дедлайнами, и человек с нашей стороны полностью курирует всю подготовку.

– В 2019 году будут проходить 10-е юбилейные игры. Планируется ли что-то особенное?

- В этом году мы празднуем наш юбилей. Планируется большой сюрприз, я надеюсь, что все получится. У нас будет совершенно грандиозный юбилейный концерт, такой сказочный. Как только все, что мы готовим, подтвердится, мы это анонсируем. Мы даже добавили лишний день в этом году, который будет полностью посвящен празднованию нашего юбилея. Еще в этом году у нас увеличилось количество зарубежных региональных национальных этапов. Мы стали больше заниматься вопросами реабилитации, мы стали больше сотрудничать с врачами-реабилитологами и изучать эффект игр в долгосрочной перспективе. То есть, чтобы это была не просто эмоциональная реакция, что нам понравилось, мы рады, мы такие счастливые уехали, у нас остались фотографии, а с точки зрения того, как участие в играх и появление спорта в жизни этих детей повлияло на них реабилитационно, и физически, и психологически. И у нас уже есть цифры, мы даже участвуем в конференциях, посвященных этому, потому что, конечно, за 10 лет у нас накоплен определенный опыт. И надо сказать, что опыт весьма уникальный, потому что сочетание спорта и реабилитации после онкологии вообще очень редкая тема, как ни удивительно. И я думаю, что в дальнейшем мы сумеем развить наше движение не только как большой праздник, но и как серьезную реабилитационную работу, и сумеем продвигать идею спорта как помощи в лечении и в реабилитации онкологических больных. Это важно.

– Кто организует игры?

Команда – это моя любовь, гордость, удача. Изначально это команда больничных волонтеров. И действительно существенная часть нашей команды существует все 10 лет. Это удивительно. За это время в жизни каждого из нас много всего произошло, появились семьи, дети, кто-то переехал даже и работает удаленно. Но я думаю, нас держит вместе две вещи. Одна – это очень внятное понимание смысла. Мы понимаем, для чего и для кого мы это делаем. Люди, прошедшие больничное волонтерство, которые стоят в основе этого проекта, очень ценят радость от выздоровления по причине того, через какие ситуации они проходили в больнице. Кроме того, вторая часть – это качество общения. У нас команда единомышленников и людей с очень схожими ценностями.

– Почему Вы стали больничным волонтером?

Мне давно хотелось стать волонтером. В фонд я пришла после поста Кати Чистяковой в «Живом журнале», это предыдущий директор фонда «Подари жизнь». Там было очень коротко и понятно написано о том, что вот в конце Ленинского проспекта есть больница, в которой лежат дети и им очень скучно. Потому что есть мама, которая задергана своими бытовыми обязанностями целый день, которая тоже очень сильно переживает. Друзья где-то вообще за семь морей. И к ним никто не приходит. И вот я представила себе, что, я не знаю, там лежит тринадцатилетняя девочка или там восьмилетний мальчик, к нему никто не приходит общаться, к нему никто не приходит играть. Я понимаю, насколько от настроения зависит выздоровление и вообще желание биться за свою жизнь. И я решила пойти.         

Мой первый приход в больницу был странным. Наверное, он такой у всех, потому что я себя чувствовала слоном в посудной лавке. Я очень боялась что-нибудь не то сказать, задеть каким-то движением, словом, поступком людей, которые находятся в сложной ситуации. Мне вообще казалось, что это очень странно. То есть вот есть люди, у которых такая серьезная ситуация, и какая-то посторонняя я пришла к ним. Зачем им это вообще нужно? Я ушла оттуда и начала обсуждать со всеми своими друзьями, что делать-то с ними:  книжки читать, играть в настольные игры. И когда я пришла через неделю, один из мальчиков, взрослый мальчик, с которым я успела пообщаться первый раз, сидел в коридоре и смотрел на дверь. И выяснилось, что он так просидел с утра, потому что я сказала, что я приду в следующее воскресенье. И он не знал, во сколько я приду, но знал, что я приду. И он очень ждал, и все. Вот в этот момент я поняла, что даже если я не знаю, что там делать, даже если я не умею общаться с этими детьми, я буду просто приходить. Я буду пить с ними чай, разговаривать про компьютерные игрушки, в которые они играют, возить с малышами машинки. Так и произошло. И это были потрясающие три года, когда я была координатором волонтеров в этом больничном отделении. Я нашла там потрясающих друзей, я нашла там жизненный опыт, который я не поменяла бы ни на что другое, в каком-то смысле себя. Там нет пафоса, там нет вранья. Один из пацанов в отделении однажды познакомился со мной словами: «Что, добренькая, помогать пришла? Добро творить? Ну давай. Что, рисовать со мной будешь?» То есть это очень честные отношения.

     И дальше, когда меня фонд отправил на «Онкоолимпиаду» в Польшу, собственно, где мы вообще увидели идею этого мероприятия. Они собирают на два дня 200 детей из Польши и немножечко из соседних государств – Россия, Украина, Белоруссия. Нам повезло привезти туда 10 детей. Так как я говорю на польском языке, то я была выбрана волонтером, который этих детей повезет. И там я переопределилась. То есть я увидела, как это происходит, меня это страшно заразило. На второй год мы приехали туда, уже озвучив, что, мы будем делать то же самое у нас. И в 2010 году мы в первый раз запустили игры. Тогда уже больничного волонтерства в моей жизни не стало, потому что просто не было на это времени. И на сегодняшний день на протяжении 10 лет фонд в моей жизни существует именно как управление «Играми победителей».

– Как стать волонтером на играх?

- Волонтерами игр становятся, как правило, волонтеры фонда «Подари жизнь». На сегодняшний день у фонда много волонтеров. И мы воспринимаем игры, в том числе, как реабилитационную программу для больничных волонтеров. Потому что людям, которые на сегодняшний день в больнице поддерживают детей в самом сложном этапе, борьбы с болезнью, им очень нужна мотивация, им очень важно видеть тех, кто выздоровел. И самая приятная роль среди всех в этом отношении – это вожатые. Это люди, которые сопровождают детей, определенную команду, все пять, а в этом году шесть, дней игр. Это очень глубокое погружение в историю каждого ребенка, поддержка, радость за каждую медаль. Кроме того, у нас есть волонтеры на спортивных площадках, волонтеры столовой, люди, которые возят детей на машинах там, где нужно доставить, например, одну конкретную семью и речь не идет о целом автобусе. У нас есть ведущий мастер-классов в городке развлечений. Большое количество ролей. Технических ролей очень много.     

Волонтеров мы собираем в первую очередь через рассылки фонда «Подари жизнь», которых много. И недостающие роли либо через соцсети, либо через друзей. У меня очень много друзей и у всех членов оргкомитета работает на играх. Если есть желающие, можно зайти к нам на сайт, можно нам позвонить, записаться, мы вышлем анкету.

– Наверняка вы знаете много вдохновляющих историй участников игр. Поделитесь

Очень сильная эмоция, например. Была такая история. Девочка из Хорватии приехала на двух костылях. У нее была опухоль кости. Из-за этого ей приходится носить специальную обувь. Она выиграла золото, не ожидала. И у нее были такие сильные эмоции от этого, что она бросила костыли и пошла на ногах. Значит, за ней бежит папа, за ней бежит волонтер. Потому что все понимают, что она в эйфории, а ей еще сейчас на пьедестал залезать. И она, может, дойдет, а когда будет лезть, может упасть. И ее со всех сторон страхуют. Она поднялась на пьедестал, она спустилась, пришла обратно. Костыль остался в Москве один. Со следующего дня она ходила с одной палочкой. На следующий день была многочасовая обзорная экскурсия по Москве. Она ее прошла с палочкой и улетела с палочкой. Вот это сила концентрированной вот этой инъекции.

– Порекомендуйте книгу, которая, на ваш взгляд, поможет стать эффективнее в своем деле

Я порекомендую недавно вышедшую книгу Чулпан Хаматовой и Кати Гордеевой, которая называется «Время колоть лед». Это диалог Кати и Чулпан, где рассказана история создания фонда, их собственного становления. Там очень много свежего воздуха и очень много выборов, через которые прошли героини, которые полезно попримерять на себя.

– Самый ценный совет, который вы получали в жизни

Сложный вопрос. Наверное, быть, как Галя, первый директор фонда «Подари жизнь», Галина Чаликова. Ее, к сожалению, уже нет, но, когда она болела, мы с друзьями, коллегами создали рассылку, которая называлась «Как Галя?». Туда приходила информация о ее здоровье. Когда ее не стало, мы все вместе приняли решение эту рассылку оставить, просто убрать из нее знак вопроса, и быть, как Галя. И теперь, если у кого-то возникает нерешаемый вопрос, раньше все шли к Гале с этим вопросом, теперь мы кидаем этот вопрос в рассылку и общим разумом пытаемся сделать то, что раньше Галя делала одна. Она все решала любовью. Она была такой воин света абсолютный. И каждый раз, когда я не знаю, как поступить, я стараюсь думать, как бы поступила она и нахожу действительно лучший выход из ситуации.

– Есть ли у вас девиз?

– У меня есть убеждение, что все в этой жизни надо делать по любви, абсолютно все. Отношения, дружба, работа, еда, то, как ты проводишь свой день – вот все нужно делать по любви, потому что жизнь одна, и она так быстро проходит. А когда ты делаешь все по любви, она становится очень интересной и наполненной.