Правительство утвердило правила принятия решения о признании НКО исполнителем общественно полезных услуг

Правительство утвердило правила принятия решения о признании НКО исполнителем общественно полезных услуг

эксперт по профилактике социального сиротства
Председатель Правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения;
Член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Член Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

26 января 2017 г. Правительство РФ утвердило правила принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации (СОНО) исполнителем общественно полезных услуг и правила ведения реестра некоммерческих организаций – исполнителей этих услуг. Соответствующее постановление опубликовано на сайте Правительства РФ.

Утвержденные правила должны позволить СОНО принимать участие в оказании услуг в социальной сфере наравне с другими хозяйствующими субъектами.

Правилами устанавливается, что решение о признании СОНО исполнителем общественно полезных услуг принимается Минюстом России. Установлен перечень документов и сроки для признания и внесения такой организации в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг, выдачи заключения о соответствии качества оказываемых СОНО общественно полезных услуг установленным критериям, регламентирована процедура повторного признания СОНО исполнителем общественно полезных услуг в упрощённом порядке.

Правилами также установлено, что реестр формируется на основе документированной информации, предоставляемой СОНО и федеральными органами исполнительной власти, которые оценивают качество оказания услуг, а также основания для внесения некоммерческой организации в реестр и исключения из него.


Александр Спивак, координатора площадки ОГФ «Качество социальной помощи», председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения:

Насколько я понимаю, по замыслу, это законодательство призвано стимулировать НКО к вхождению на рынок социальных услуг и поддержать те организации, которые по факту эти услуги оказывают. Особый статус присваивается тем организациям, которые в течение года эти услуги оказывали качественно, с точки зрения заинтересованного государственного органа. Те НКО, которые не оказывают услуги, может заинтересовать возможность такой поддержки, и они могут задуматься над тем, чтобы такие услуги начать оказывать. Цель этой истории в том, чтобы больше организаций приходили в сферу оказания социальных услуг и чтобы те организации, которые их оказывают, получали необходимые условия для эффективной работы.

О качестве услуг

Насколько это приведёт к повышению качества услуг – вопрос пока открытый. Соответствие критериям качества определяется заинтересованным государственным органом. Если оценка будет проводиться профессионально и объективно, то это будет стимулировать качество.

Сейчас установлены пять критериев. Первый – соответствие нормативным требованиям к содержанию услуги, в том случае, если они определены. Второй – это наличие у организации должного количества квалифицированных специалистов. Третий – отсутствие обоснованных жалоб от получателей услуг. Четвёртый – открытость и доступность информации об организации. Пятый пункт касается отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков услуг. Всё будет зависеть от того, как они будут применяться на практике.

О минусах нового законодательства

Есть свои сложности, связанные с новым законодательством. Одна сложность связана с тем, что особые меры поддержки, которые будут получать НКО, вошедшие в этот реестр, будут определяться на региональном и муниципальном уровне, какие меры поддержки сможет регион оказать – такие и будут приняты. Пока на уровне федерального закона определено то, что если такая НКО получает субсидию или имущество, то она должна будет их получать на срок не менее двух лет. Это очень значимо, поскольку есть существенная проблема, о которой говорили, в том числе, на площадке ОГФ. «Короткие» деньги не позволяют организациям планировать ничего наперёд, в том числе планировать своё развитие, привлечение специалистов, их обучение и т.д. И, если действительно будут предоставляться субсидии на срок от двух лет и более, то это даст большую стабильность организациям.

Сейчас определено, что органы, который должны принимать решение о том, что организация, оказывающая услуги, соответствует критериям качества - это федеральные органы исполнительной власти, т.к. законодатель не делегировал эти полномочия субъектам Российской Федерации. Это, очевидно, должно быть в ближайшее время скорректировано. Не понятно, как технически федеральное министерство, например, образования и науки сможет оценить качество услуг НКО работающей, например, в Приморском крае, исключительно по представленным документам.

О количестве реестров НКО

Множество существующих реестров – это минус, поскольку все запутываются. Даже чиновники, а тем более, представители тех НКО, которые не имеют большого опыта плутания в дебрях законодательства. Причина тому – несистемное развитие правовой базы. Нет единой концепции, которая была бы детально прописана и затем пошагово реализовывалась.

Была идея выделить круг организаций общественной пользы – это трансформировалось в понятие социально ориентированных НКО и создание реестров СО НКО – получателей государственной поддержки. С принятием нового закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан» возник реестр поставщиков социальных услуг, в том числе НКО. Было понимание, что организациями - исполнителями общественно полезных услуг могут стать только поставщики социальных услуг по закону 442-ФЗ, но затем список услуг существенно расширился за счет других отраслей – образования, здравоохранения и т.д. Появился новый реестр. В итоге все путаются. Этот вопрос обсуждался на конференции по межсекторному взаимодействию, но представители органов власти сказали, что нет возможности отменять и переделывать ранее и только что принятые нормативные акты ради большей понятности.

Полнота услуг в новых правилах

Перечень общественно полезных услуг достаточно полный. Он хорош тем, что не сведен к перечню тех услуг, по которым формируются государственные задания государственным учреждениям. Есть и вторая часть, добавленная в перечень при активном участии экспертного сообщества – услуги, оказываемые на практике некоммерческими организациями, в том числе услуги по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Трудность будет состоять в том, где изыскивать источники финансирования тех услуг, которые не оказываются государственными учреждениями. Это потребует перераспределения расходов в пользу наиболее качественных, эффективных, результативных услуг.

Куда дальше двигаться

Во-первых, нужно отрабатывать механизм профессиональной оценки качества услуг, чтобы такая оценка опиралась не только на документы и не была формальной. Во-вторых, требуется более детально определить меры поддержки организаций – исполнителей общественно полезных услуг. Пока никакой обязательности получения такими СО НКО бюджетного финансирования не установлено. Например, в региональном конкурсе грантов или субсидий приняли участие 5 организаций, одна из них включена в реестр. Что из этого следует - что она имеет преимущество на конкурсе? Что ей дадут больше баллов при конкурсном отборе? Что она вне конкурса получит бюджетные средства? Этой конкретики пока нет, меры поддержки необходимо прорабатывать.

Кроме того, в перечень услуг не попал ряд значимых сфер и направлений, например экология и охрана окружающей среды. Возможно, в год экологии это может как-то измениться. Есть перспектива расширения перечня.

О планах площадки ОГФ

На IV Общероссийском гражданском форуме мы как раз говорили о механизмах повышения качества как в государственной системе, так и в негосударственном секторе. Считаю, что, в 2017 году будет актуально провести мониторинг применения критериев качества и выработать рекомендации по лучшим практикам.