Сергей Пономарев об ответах органов власти на предложения ОГФ в сфере социального предпринимательства

Сергей Пономарев об ответах органов власти на предложения ОГФ в сфере социального предпринимательства

Общественный деятель
Эксперт Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»

По итогам работы Общероссийского Гражданского Форума в 2015 году, был сформирован целый пакет предложений в сфере развития социального предпринимательства. Среди идей, которые высказывали участники форума (эксперты, чиновники и сами социальные предприниматели) значились следующие:

  • закрепить на законодательном и нормативно-правовом уровне понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие», отнеся к ним, в том числе, СО НКО, оказывающие услуги;

  • ресурсным центрам развития и поддержки СО НКО содействовать формированию эко-среды социального предпринимательства;

  • высшим учебным заведениям и центрам повышения квалификации включить модули по социальному предпринимательству. Выстроить систему обучения и повышения квалификации по социальному предпринимательству для государственных и муниципальных служащих;

  • в качестве ключевого механизма формирования устойчивости сектора выстраивать совместные кооперативные цепочки – от разработки продукта до каналов обеспечения его доступности для потребителя

  • и другие.

На эти и другие предложения откликнулось всего два ведомства – Министерство экономического развития РФ и Министерство по развитию Дальнего Востока.

Минэкономразвития является государственным локомотивом в развитии данной темы в России, сформулировав собственное определение «социального предпринимательства» в приказе от 25 марта 2015 года № 167 - субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие социально ориентированную деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, улучшение условий жизнедеятельности гражданина и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Минэкономразвития согласился с предложением ОГФ организовать соответствующую работу по законодательному закреплению понятия «социальное предпринимательство», включив в Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» отдельную статью, посвященную развитию социального предпринимательства. Ее цель - определить единые принципы оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в указанной области, сформировать соответствующие программы поддержки.

Всячески приветствуя и поддерживая данную работу Минэкономразвития, считаем важным отметить, что в предложении ОГФ содержался пункт об отнесении к субъектам социального предпринимательства социально-ориентированных некоммерческих организаций. Из поступившегося ответа не до конца ясно, как именно будет закреплен правовой статус социального предпринимателя за субъектами с разными организационно-правовыми статусами (коммерческими и некоммерческими организациями). Многие социальные предприниматели работают в форме некоммерческих организаций, ведущих предпринимательскую деятельность.

Отсутствие межсекторного и межведомственного принципа работы государственных органов с социальными предпринимателями является одним из барьеров развития данной сферы. Сегодня процесс взаимодействия социальных предпринимателей с государством на местах определяется выбранной организационно-правовой формой. В регионах происходит четкое дифференцирование по форме ведения социального предпринимательства. Если социальный предприниматель зарегистрирован в форме коммерческой организации, он сможет получить поддержку только в региональном министерстве или департаменте предпринимательства и торговли, если в форме некоммерческой организации – то в отделе по работе с общественными организациями.

Подобный организационно-правовой подход ведет к формализму, раздробленности, дефициту информации, отсутствию синергетического эффекта. Кроме того, институты сектора чаще всего не покрывают всех потребностей социальных предпринимателей. Социальные предприниматели в форме некоммерческих организаций могут нуждаться в мерах поддержки, предоставляемых только субъектам малого и среднего предпринимательства (например, помощь при сбыте продукции, кредитам и т.д.). И наоборот, многие социальные предприниматели в форме коммерческих организаций также хотели бы претендовать, например, на получение помещений на льготных условиях наряду с некоммерческими организациями.

Предложение ОГФ как и раз было направлено на то, чтобы отойти от приоритета организационно-правовых форм при идентификации социальных предпринимателей и поставить во главу угла цели создания и виды деятельности социальных предприятий при формулировании законодательного определения. Для этого потребуется большая межведомственная работа, в которую специалисты ОГФ готовы включиться совместно с Минэкономразвития России.

К сожалению, предложение ОГФ о выстраивании системы обучения и повышения квалификации по социальному предпринимательству для государственных и муниципальных служащих осталось без внимания со стороны государственных органов. Хотя мы считаем, что полноценная система государственной поддержки социального предпринимательства заработает только после того, как государственные и муниципальные служащие смогут узнать и непосредственно познакомиться с деятельностью социальных предпринимателей, оценить их вклад в решение социальных проблем, понять общественную значимость этой деятельности. Также мы удручены тем фактом, что целый ряд других наших предложений остался без реакции со стороны профильных органов власти.

Отдельно хочется отметить ответ Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и его деятельность по развитию социального предпринимательства в данном регионе. В частности, «дорожная карта» по внедрению лучших практик субъектов РФ по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Саха Якутия. До конца 2017 года планируется внедрение следующих мероприятий:

  • определение понятия социального предпринимательства, в том числе социального туризма;

  • определение и реализация механизмов государственной финансовой поддержки социального предпринимательства;

  • внедрение механизмов государственной поддержки на принципах государственно-частного партнерства для отдельных форм социального предпринимательства;

  • подготовка предложений по установлению льготной ставки по федеральным налогам для социального предпринимательства;

  • и другие предложения.

ОГФ всячески приветствует деятельность Минвостокразвития России и обязательно рассмотрит вопрос поддержки социального предпринимательства в территориях Крайнего Севера. Мы открыты для установления контактов в целях экспертного обмена опытом, а также заинтересованы в том, чтобы опыт развития социального предпринимательства на Дальнем Востоке был обязательно представлен на Общероссийском Гражданском Форуме 19 ноября 2016 года в Москве.

Сергей Пономарев,

Эксперт Общероссийского гражданского форума, Эксперт Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»