Татьяна Честина о том, что делать с мусором

Татьяна Честина о том, что делать с мусором

Директор по развитию Межрегиональной экологической общественной организации ЭКА

Движение ЭКА - это межрегиональная общественная организация, созданная в 2010 году активными, мыслящими, ответственными людьми из разных регионов России, которых объединила мечта о «зеленом» будущем и намерение действовать, чтобы сделать реальностью «зеленую революцию» – от революции в персональных привычках до построения «зеленой» экономики.

Что такое движение ЭКА?

Наше общественное движение ЭКА появилось в 2010 году, и наша большая миссия - вовлечь как можно больше людей в деятельную заботу о природе, чтобы люди вели экологичный образ жизни, сохраняли природу. Для этого мы много занимаемся массовым просвещением, обучением людей: почему важно заботиться о природе, как это связано с нашим благополучием, самое главное, что каждый день для этого на практике делать? И у нас есть несколько программ для самых разных целевых аудиторий. Например, у нас есть экологические уроки, которые проводят уже около 40 тысяч учителей по всей России. Также у нас есть программа для волонтеров по лесовосстановлению. Такой проект, где одни люди могут поддержать посадки, а другие идут и сажают деревья. У нас есть программа, в которой мы помогаем инициативным группам защищать экологические права, сейчас это очень актуально, очень много нарушений. Мы работаем с вузами - когда студенты со своими командами включаются и у себя на базе университетов внедряют раздельный сбор отходов, энергосбережение, водосбережение. Мы постоянно что-то придумываем и доносим до людей.

Как вы стали борцом за экологию?

Мое увлечение экологией началось еще в Иркутске, после школы я попала в фонд «Возрождение Земли Сибирской» - это такая достаточно известная некоммерческая организация, и там я встретила своего наставника Татьяну Маркову, она как раз работала в «Байкальской Экологической Волне», и она на практику в нашу организацию приносила очень много всего экологичного. То есть мы уже тогда сортировали отходы, сдавали их на переработку, также у нас было все многоразовое. И как раз она передала мне системное понимание и свою страсть. И когда я приехала в Москву и поработала в другой тоже замечательной общественной организации, я почувствовала, что экологии в моей жизни очень сильно не хватает, тогда как раз появились такие волонтерские проекты как ЭкоВики, также появился Эколофт в Москве. Это такой эксперимент, когда мы жили такой коммуной, внедряли у себя разные экологические практики. У нас было всегда очень много гостей, все хотели узнать, как же это, и постепенно это стало уже таким моим делом, которое занимает полностью все время и стало делом жизни.

Это правда, что вы выходили замуж в зеленом платье?

Да, на своей свадьбе я была в зеленом платье, если я скажу, что это случайность, вы, наверное, мне не поверите, но на самом деле я просто действительно люблю зеленый цвет. Это как-то так совпало, что зеленый - это цвет экологического движения. Но как-то мне было приятно в этом цвете в очень важный для меня день.

Что значит «зеленая» семья?

Конечно, у нас максимально экологичный быт. Мы сортируем отходы, сдаем в переработку. Мы не используем пластиковые пакеты, если мы идем на рынок, то используем всегда многоразовые сумки, и вообще стремимся к нулю отходов, это реально. Сегодня уже есть люди, которые живут в концепции «ноль отходов», и мы к этому стремимся. Есть какие-то совершенно бытовые вещи, понятно, что это экономия всех ресурсов. Но есть профессиональные вещи. Так как у Игоря огромный природоохранный опыт, я часто в своих каких-то делах с ним советуюсь, он мне помогает и, конечно, это очень здорово, что есть общие ценности и интересы.

Созрело ли общество для сортировки мусора?

Тема, связанная мусором, действительно в последние полгода стала такой очень горячей. Мы постоянно слышим сводки, что в Подмосковье часто идут митинги, протесты. Это назревшая проблема. Есть сценарий, называется «ничего не делать несколько десятилетий», хотя общественные организации говорили о том, что нужно внедрять раздельный сбор, переработку, но ничего не предпринималось, и мы пришли к ситуации мусорного коллапса.

По поводу готовности людей: есть разные опросы, много исследовательских организаций изучали этот вопрос, и есть общий у всех вопросов момент о том, что люди готовы, очень многие (по разным опросам, где-то больше 80, где-то больше 90 процентов) готовы сортировать при условии, если у них будет очень удобная инфраструктура, то есть, если рядом с домом в пешей доступности у них будут контейнеры для вторсырья. И если это будет прозрачно, они будут понимать, куда это едет на переработку, такую готовность высказывают очень многие люди.

Конечно, из-за того, что этой инфраструктуры в Москве очень мало, в каких-то городах ее совсем нет, каким-то городам больше повезло, например, в Саранске - там практически все контейнерные площадки оснащены, но в целом мало очень инфраструктуры и, конечно, людей, которые сортируют, их тоже немного, но по этим опросам, которые проходят в последние годы, количество этих людей растет. Люди даже готовы тратить время и куда-то ехать в пункт приема. Например, у «Гринпис» есть очень удобная карта Recycle map, на которой можно найти ближайший пункт приема и даже стать волонтером, и этот пункт приема нанести на эту карту, есть это волонтерский проект. Готовность людей что-то делать растет, потому что про проблему мусора все говорят, и, наверное, только ленивый про нее не говорит.

На сегодня в России, по разным оценкам, по официальным данным, не более 10 процентов перерабатывается всех твердых бытовых отходов. Для сравнения есть страны, где они достигли более 80 процентов переработки. Например: близко к нашему опыту, восточная Европа (Словения, Любляна), у них всего за 5 лет они достигли 60 процентов переработки, это высокий процент за такой короткий срок. Поэтому я верю, что и у нас получится, если предпринимать такие простые адекватные меры. С одной стороны, повсеместно, чтобы была инфраструктура, а с другой стороны, чтобы было обучение, информирование людей, зачем им нужно сортировать, и как это связано с их благополучием, с решением мусорной проблемы, вот эти два компонента очень нужны, и мы, в том числе, вносим вклад нашими программами.

Помогают ли акции протеста в борьбе за экологию?

Право людей на митинги, на выражение своего мнения, заложено в Конституции. Это инструмент гражданского общества, с помощью которого оно может воздействовать на решение проблемы, такое средство диалога, как, скажем, можно большими сообществами коммуницировать с властью. Понятно, что многие организации придерживаются, и в мире в том числе, рамок закона. Есть, например, история, которая уже много лет длится, и которую мы поддерживаем. Это большое народное движение против добычи никеля на черноземах, то есть когда на сельскохозяйственных уникальных землях собираются строить опасное производство, и при этом там густонаселенный район, заповедник, очень ценные земли, и там люди повсеместно против. Там, конечно, большое количество проходило и проходит протестов и, в том числе, сейчас в Подмосковье идут протесты, мы оказываем людям юридическую помощь. Но сейчас социальный протест и социальное напряжение иногда бывает более действенным и более быстро доносит мнение людей до лиц, принимающих решение, которые ту или иную проблему должны решать, или наоборот принимают решение о строительстве какого-нибудь опасного производства, с которым люди не согласны. На сегодня протесты это инструмент гражданского общества, гражданской самоорганизации.

Вы лично участвуете в акциях протеста?

Я участвовала, конечно, в митингах, одиночных пикетах, это нормальная практика жизни гражданского активиста - выражение мнения. Стояла в одиночных пикетах у Минприроды, в других местах. Это нормально сегодня - выйти и в какой-то форме свое гражданское мнение выразить, всеми способами, которые предусматривает закон и их достаточно много.

Как решить мусорную проблему?

Как раз про системное решение проблемы мусора, потому что полиэтиленовые пакеты, одноразовый пластик – это часть большой проблемы, сейчас действительно большой процент мусора - это одноразовая упаковка. Во-первых, важно сказать, что у нас принят закон в конце 2014 года, новая редакция закона об отходах, и там закреплена очень правильная вещь, которую, если реализовывать на практике, можно проблему мусора постепенно решать. И она отражает европейский опыт, и так называемые приоритеты госполитики в области обращения с отходами. Если на простой язык перевести, это что и в какой последовательности должно делаться с мусором для того, чтобы проблему решать. И первые приоритеты - это максимальное использование исходных ресурсов и материалов, на простом языке это значит вторичное использование, чтобы как можно дольше любая вещь использовалась, прежде чем пойти в переработку.

Еще два больших приоритета – это сокращение и предотвращение образования отходов. Это то, о чем очень мало говорят, сейчас очень много говорят про раздельный сбор, про переработку, но на самом деле простая очевидная вещь - что нужно с причиной работать, не со следствием, то есть нужно делать все, чтобы эти отходы вообще не образовывались. Это, кстати, на уровне целей даже ставят себе прогрессивные страны, например, в Калифорнии у них есть департамент в их администрации, департамент «Ноль отходов», то есть они себе ставят такую цель и это реально. И к чему я все это говорю? На самом деле не все так просто: у бумажных пакетов тоже большой экологический след, он даже в каких-то отдельных аспектах выше, чем у полиэтиленовых пакетов, просто для производства целлюлозы, особенно если это пакеты из первичной древесины, а не из переработанной, то след у них (если весь жизненный цикл бумажного пакета посчитать), он достаточно большой, поэтому мы во всех наших просветительских программах говорим очень много о замене одноразовых вещей на многоразовые альтернативы.

Чем заменить пластиковые пакеты и одноразовую упаковку?

Я хотела как раз показать. Вот сейчас уже норма, и много людей ходят вот с такими многоразовыми сумками, и это самая лучшая альтернатива вместо любого пластика, бумажного пакета, и у меня куча сумок разных размеров: большие - для поездки в супермаркет, средние - для похода на рынок, но это еще не все, это уже такая привычная вещь, очень важная. Сейчас появился целый малый бизнес, целые кооперативы в разных городах, которые шьют вот такие эко мешочки или фруктовки, это мелкий фасовочный пластик, в которые упаковывают фрукты на рынке, в супермаркете и это пока в узком кругу, но сейчас все больше и больше людей шьют на заказ, и это такой малый бизнес. Можно зайти на сайт, найти свой город и заказать вот такие мешочки.

Некоторые пошли дальше. И я тоже, так как занимаюсь спортом, я приобрела вот такие многоразовые бахилы, потому что у меня реально была боль, когда я прихожу в супермаркет, в поликлинику, я вижу такое количество одноразового пластика, который просто потом попадает на свалки. Это я заказала в Москве у той же девушки, которая шьет вот эти фруктовки.

А вот классная история, что, например, в Тюмени у них социальные учреждения, садики, поликлиники, они посчитали, что им использовать такие многоразовые бахилы дешевле, так как они на этом экономят. У них сначала появилось предприятие, которое уже тысячами продает и шьет эти бахилы, а сейчас они собираются строить даже такой завод. То есть это к тому, что сейчас появляются целые уже, пока малые, бизнесы, которые предлагают более экологичные альтернативы. Например, уже есть многоразовые трубочки для коктейлей, которые ты носишь с собой, масса всяческих одноразовых альтернатив. Вот кружка, у меня всегда с собой кружка, чтобы в кафе, в самолете просить, чтобы наливали в свою кружку и соответственно ты не производишь мусор. Можно выбирать кафе, где не используют одноразовую посуду и всегда есть альтернатива. Буквально недавно слышала, есть девушка дизайнер, она в инстаграме начала компанию, направленную на супермаркеты, где упаковывают каждый фрукт в отдельный пластиковый пакет. Там есть очень много таких абсурдных вещей, сейчас даже люди, которые далеки от экологии, они понимают, что такое уже за пределами здравого смысла, и они начинают воздействовать на производителей, на какие-то сетевые магазины и говорить, что «ребята давайте что-то делать, это не правильно».

Все, что одноразовое, можно заменить на многоразовое, и вот этот подход, он очень важен, то есть он идет даже в законе. Сокращение образования отходов идет первым приоритетом перед сортировкой, переработкой.

Возможна ли автоматизированная сортировка мусора уже в ходе переработки?

Важный момент, почему сейчас еще в регионах очень активно власти продвигают смешанные сортировки и говорят, что, мол, построим смешанную сортировку, и современные технологии все отсортируют. Просто как раз большая тонкость в том, что смешанная сортировка, если все смешалось и не разделили сразу на этапе образования, то там очень низкий процент того, что можно извлечь, 15 процентов. Если все отсортировано, то резко повышается процент того, что действительно можно отправить на переработку, поэтому, если людям говорят, что не беспокойтесь, смешанные сортировки за вас все сделают, то это не так. Смешанные сортировки очень хороши, когда можно сортировать то, что люди отсортировали первоначально и потом все равно это все едет на досортировку, потому что люди не могут все идеально отсортировать. Плюс пластик нужно разделять на разные типы, и как раз уже смешанные сортировки могут хорошо с этим справиться, но не со смешанным мусором.

Занимаются ли власти реальным реформированием “мусорной темы”?

Реформы затягиваются, как многие другие реформы, по мерам, которые должны были быть предприняты к определенному сроку, сроки сдвигаются. Есть решения, которые экономически просчитаны, о том, что нужен повсеместный раздельный сбор, который не закреплен в законе, и про это очень много говорят. Нужна переработка, есть технологии, когда можно обходиться без сжигания, потому что сейчас очень сильно лоббируются сжигательные заводы, как некоторая панацея. Уже обоснования экспертные: есть масса альтернатив, как можно обходиться без сжигания, то есть выйти на все эти рецепты, они достаточно очевидные, опробованные в других странах, они очень медленно внедряются. Есть опасность, когда продвижение мусоросжигательных технологий, которые начинают конкурировать с переработкой и вообще создавать стратегически такой тупик, в который Европа уже зашла, строя в какой-то момент большое количество заводов. Сейчас европейские страны говорят о том, что это ошибочная политика, о том, что у них большие проблемы и их все время нужно загружать сырьем, а уровень переработки растет, сырья нет. Швеция, которую раскрутили, что это какой-то позитивный пример, которая закупает у других стран мусор. На самом деле они говорят, что это очень негативный опыт для них, потому что они как раз построили эти заводы мусоросжигательные и должны теперь по контрактам все время их загружать сырьем, потому что иначе будут большие штрафы, а у них переработка постоянно растет, а сырья нет, уже нечем загружать. То есть ничего хорошего в этом нет.

Ускорять какие-то меры - это как раз действия гражданского общества, с одной стороны, есть и много сейчас происходит вот этих протестов, когда люди требуют закрытия устаревших полигонов, когда они говорят, что «нет, мы не хотим что бы с нами мусоросжигательный завод появлялся».

И, конечно, это воздействие гражданского общества очень важно, чтобы стимулировать власть все-таки принимать то, что заложено в реформе, а там заложены очень здравые вещи, приоритеты госполитики, теперь вопрос за воплощением.

Многие думают, что экологические проблемы их не касаются

Экологические проблемы, которые существуют, они очень сильно воздействуют на людей. Например, 7 миллионов людей в мире умирают от проблем, связанных с загрязнением воздуха, и даже Путин перед началом года экологии озвучил, что примерно 15 процентов ВВП тратится на ущерб, который нанесен экологическими проблемами, в том числе, проблемами для здоровья людей. Понятно, что это и разные заболевания, связанные с загрязнением воздуха, в Москве это в основном выбросы от автомобилей. В других городах за Уралом, в Сибири, это от промышленных предприятий, мы все знаем, что в Челябинске, Красноярске происходит… Те же отходы, например, взять, пластиковые пакеты, которые на свалках распадаются, они на микро пластик не разлагаются больше сотни лет и потом они с водой и с пищей мигрируют и попадают нам в организм. История в том, что мы являемся частью экосистемы, и наше здоровье, благополучие и выживание, они просто прямым образом связаны. И в том числе через наши просветительские программы для детей, для студентов, для взрослых, мы доносим и говорим, что с этим делать, кроме того, что «ужас-ужас», потому что люди как-то более менее уже понимают, про это пишут. Дальше что я с этим могу сделать - это самая наша главная задача, про это рассказать.

Как можно сотрудничать с движением ЭКА?

Мы очень много работаем с регионами, мы очень в этом заинтересованы. У нас есть конкретный формат присоединения. Например, у нас есть портал экокласс.рф и там любой человек - учитель, волонтер и все кто хочет заниматься экопросвещением, может зарегистрироваться и бесплатно скачать уже 20 экоуроков готовых, интерактивных, красочных, не нужно никакой подготовки, просто скачиваешь, идешь и проводишь на самые разные темы: сбор отходов, сбережение леса, воды, энергии, масса всего. Это первое, что связано с просвещением детей.

Второе, если вы связаны со студенческим сообществом, у нас есть программа для вузов, то есть у нас очень много вузов присоединилось, у нас есть такая программа действий, игровые квесты, они играючи у себя там налаживают раздельный сбор отходов или начинают беречь воду. То есть это еще один формат сотрудничества.

А третий - у нас есть такой проект posadiles.ru. Там люди могут, не выходя из дома, поддержать волонтерские посадки деревьев. У нас есть уже 3 тысячи постоянных подписчиков, которые постоянные такие жертвователи. А можно стать волонтером и эту посадку деревьев в регионе организовать. Если есть инициативная группа, которая сталкивается с какими-то проблемами, нарушениями экологических прав, уничтожением объектов каких-то природных, у нас есть юрист, который консультирует по какие-то первым действиям, которые нужно предпринять. В целом нам очень много пишут людей, можно всегда нам написать, мы ищем какой-то формат сотрудничества. Например, у нас есть совершенно конкретная программа мойэкодвор.рф, где люди во дворах работают с сообществом и добиваются раздельного сбора отходов, от своих ТСЖ, от своих управляющих компаний, то есть это все реально, уже есть масса кейсов, поэтому всегда можно написать, и мы подберем какой-то формат взаимодействия.

Кого бы вы назвали героем борьбы за экологию?

Таких людей очень много. Наверное, человек, который сильно на меня повлиял – это Алексей Владимирович Яблоков, который недавно от нас ушел. Он действительно великий человек, защитник природы и великий ученый.

Какая книга может помочь человеку стать ответственнее?

Мне очень нравится книга «Открывая организации будущего» Фредерика Лалу, несмотря на то, что она не про экологию, она про самоорганизацию, взятие на себя ответственности, гражданские горизонтальные связи. Я думаю, это то, что нужно нам, и поможет создавать гражданское общество.

Ваш Девиз

Станьте изменениями, которые хотите видеть в мире. Махатма Ганди