Местное самоуправление
«Развитие местного самоуправления и расширение возможностей местных сообществ в принятии решений»
Цель:
Создание условий для превращения российского местного самоуправления в инструмент практической работы демократии, с помощь которого местные сообщества получат реальную возможность влиять на качество жизни в конкретных городах, районах, на сельских территориях
Задачи:
1. Формирование сетевого сообщества участников и активистов местного и территориального общественного самоуправления, лидеров местных сообществ по развитию территорий, заинтересованного в расширении возможностей местного самоуправления.
2. Подготовка комплекса предложений по реформированию институтов местного самоуправления, непосредственного осуществления народовластия, правовой среды их существования.
3. Обобщение достижений, лучших практик, анализ типовых проблем и выработка рекомендаций по их разрешению, создание коллективного информационного пространства (коллективной базы знаний по развитию муниципалитетов и сельских территорий, доступную всем лидерам местных сообществ и гражданским активистам).
Актуальность:
В современной России местное самоуправление развивается уже более 25 лет (со времени принятия первого закона СССР о местном самоуправлении), однако до сих пор его реальные возможности оказываются крайне ограниченными. Налицо ситуация замкнутого круга:
– ограниченность муниципальных ресурсов (слабая финансовая и имущественная база, избыточное законодательное регулирование и активность контролирующих органов) отталкивают граждан от участия в местном самоуправлении;
– дефицит муниципальной активности приводит к отсутствию социальной энергии, обеспечивающей реальные перемены в муниципальной сфере.
На протяжении последних нескольких лет на государственном уровне ведется речь о концептуальном изменении подхода к развитию местного самоуправления и его законодательного регулирования. Однако проведенные в 2014-2015 годах правовые изменения привели к еще большему свертыванию самоуправленческих практик (отмена прямых выборов мэров, урезание компетенции поселений, сокращение налоговых источников местных бюджетов).
В то же время, в российских городах и селах растет число и разнообразие локальных общественных инициатив, направленных на изменение к лучшему местной (городской, сельской) среды и инфраструктуры. Формирующиеся «снизу» местные сообщества должны получить возможность стать настоящими моторами развития местного самоуправления.
Тематика деятельности:
1. Тематическая линия «Законы народовластия» предполагает концептуальную разработку и широкое обсуждение нового законодательства о местном самоуправлении, инициированного Комитетом гражданских инициатив. Предложив новую законодательную базу для институтов местной демократии: референдумов, выборов, территориального общественного самоуправления, а также организационных, территориальных и экономических основ местного самоуправления, можно реально продвинуться в развитии правовых гарантий для муниципальной активности.
2. Тематическая линия «Глас народа» означает наработку практик формирования стратегии развития региона (города, поселка), а также разработку бренда места (территории) на основе предложений граждан, профессиональных групп, общественных объединений, при участии местных и федеральных экспертов. Это предполагает организацию широкого публичного обсуждения модели будущего, целей и возможностей соответствующей территории, активизацию конструктивной части местного сообщества, работу КГИ с широким кругом граждан и общественных лидеров.
3. Тематическая линия «Делай как я» – обмен опытом, изложение лучших практик в виде «технологических карт для потенциальных пользователей. Предварительное составление ориентировочного списка проблем, предлагаемых к обсуждению.
4. Тематическая линия «Сельская Россия» – вопросы, связанные с формированием комфортной среды обитания нынешних жителей сельских территорий, формирование стандартов обеспечения сельского населения общественными услугами, диверсификация источников занятости, формирование институциональной среды, индуцирующей инновационную активность и привлечение капитала в сельские проекты и в развитие инфраструктуры. Вопросы, связанные с созданием благоприятных условий для переезда горожан на сельские территории. Вопросы, связанные с обеспечением устойчивости гражданской активности в сельской местности и возможностях финансирования общественных инициатив по развитию сельских территорий.
Формы деятельности:
1. Основной формой деятельности должно стать взаимодействие в Интернете, развитие соответствующей дискуссионной площадки. Желательна вовлеченность в обсуждения и выработку интеллектуального продукта членов КГИ и экспертов КГИ, погруженных в эту тематику.
2. Проведение очных встреч и обсуждений, семинаров и конференций преимущественно силами региональных активистов и с привлечением местных ресурсов (в отдельных случаях – с привлечением экспертов КГИ и ОГФ на подобные мероприятия в регионы.
Ожидаемые результаты деятельности:
1. Опыт и предложения для рассмотрения на следующем Общероссийском гражданском форуме:
– Проект нового федерального закона о местном самоуправлении, а также поправок в различные федеральные законы, обеспечивающие расширение возможностей для муниципальной активности;
– Создание коллективного информационного пространства (интернет-портала) по развитию территорий и активации гражданских инициатив в муниципальных районах и на сельских территориях, включающего в себя:
2. Разветвленное сообщество активных граждан, сторонников идей свободной самоорганизации общества, потенциальный актив КГИ.
Потенциальные категории участников:
– муниципальные депутаты;
– сотрудники органов местного самоуправления;
– руководители/специалисты муниципальных учреждений и предприятий;
– представители сельского бизнеса (агропредприятия, КФХ, кооперативы);
– руководители/члены органов управления ТОС, ТСЖ (ТСН), ЖСК, ЖК, Советов домов;
– руководители/члены инициативных групп граждан по решению местных проблем;
– гражданские активисты;
– представители ассоциаций муниципальных образований;
– представители научных, образовательных, экспертных или аналитических организаций, занимающихся муниципальной проблематикой;
– представители научных, образовательных, общественных, экспертных или аналитических организаций, занимающихся вопросами развития сельских территорий;
– представители сообществ и объединений предпринимателей.
Этапы деятельности:
№ |
Этап |
Сроки |
1. |
Выработка и предварительное обсуждение предложений по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении; сбор лучших муниципальных практик; реализация пилотных проектов народного стратегирования и народного брендинга |
июнь-октябрь 2015 г. |
2. |
Подготовка итогового пакета предложений и методических материалов для обсуждения и представления на ОГФ-2015 |
1-20 ноября 2015 г. |
3. |
Представление и обсуждение итогового пакета предложений и методических материалов на ОГФ-2015 |
21-22 ноября 2015 г. |
4. |
Распространение путем практического внедрения презентованных на Форуме лучших практик и продвижение законодательных предложений |
с 23 ноября 2015 г. |
Эксперты площадки:
Цыпляев
|
Член КГИ, координатор КГИ по Северо-Западному федеральному округу, декан Юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ (координатор площадки) |
Максимов
|
Руководитель проекта Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив «Муниципальная карта России: точки роста», председатель Экспертного совета Союза Российских городов (координатор площадки) |
Бялкина
|
Профессор кафедры административного и муниципального права Воронежского государственного университета |
Гурман
|
Директор ассоциации сельских поселений Челябинской области |
Захаров
|
Редактор журнала «Неприкосновенный запас» |
Кодина
|
Директор Некоммерческого партнерства «Центр муниципальных инноваций» |
Лукичев
|
Заместитель директора Института управления образованием |
Любарев
|
Эксперт Комитета гражданских инициатив |
Маркварт
|
Президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления |
Пузанов
|
Генеральный директор Фонда «Институт экономики города» |
Стародубровская
|
Директор научного направления «Региональное развитие и местное самоуправление» Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, кандидат экономических наук |
Фасеев
|
Член Европейского клуба местного самоуправления |